Субмодальности

Один из вопросов, с которых начиналось НЛП: "Как я знаю, что я знаю?" Действительно, как мы узнаём, что эта вещь наша, а вот этот человек в зеркале - "я, а не сосед"? Как мы узнаём, во что верим, а в чём сомневаемся?

Должен же быть какой-то механизм. Конечно, можно всегда сказать "я внутри себя определяю", но вопрос в том, каким образом?

Маленький эксперимент. Мысленно представьте себе толпу незнакомых людей. Посреди этой толпы поставьте себя. А теперь:

- У кого образ себя ярче, чем остальные?

- У кого он цветной, а остальные серые?

- У кого он более резкий, чем остальные?

- У кого образ себя объемный, а остальные люди плоские?

- Какие ещё есть различия?

- У меня образ себя яркий, цветной и объёмный. А остальные серые, блёклые. Скорее даже просто серые контуры.
 —У меня практически единственное отличие – "я" нахожусь в фокусе.

Замечательно. Следующий эксперимент. Как вы узнаёте, например, ваша ли куртка на вешалке?

- Я просто вспоминаю, куда я её повесил.

Это понятно, что когда вы не уверены, вы проверяете: место, цвет, фасон. Но ведь вы это не делаете при "каждом подходе". Как вы воспринимаете её, после того, как признали её своей. Представьте, что она весит среди кучи очень похожих курток. Только одна ваша.

-Похоже, как в предыдущем случае. Она ярче.
 —А у меня она как бы подсвечена, как будто лампой освещена.
 —У меня она как бы выходит вперёд. Когда я на неё смотрю, она увеличивается в размерах и приближается.

Это только несколько примеров. У каждого из нас есть свой способ кодировать важно – или нет, своё – чужое, правильно – неправильно, хорошо – плохо, верю – не верю. Как заметно из перечисленного, субмодальности кодируют отношение. А не содержание. Как к чему-либо относится.

Соответственно, они касаются не содержания, а способа представления. Когда вы смотрите телевизор, вы можете сделать изображение ярче или темнее, добавить цветов, отсесть подальше. А также вы можете поиграть со звуком. При этом содержание не меняется – как шла программа "Время", так и продолжает идти. Меняется только то, как вы это воспринимаете.

Так, меняя яркость, размер, положение, цвета, фокус изображения, мы меняем оценку. Но пока мы говорили, в основном, только о визуальном канале. Точно так же мы можем менять характеристики звука: громкость, тембр, стерео – моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала. Ощущения имеют размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие, холод), местоположение.

У того монитора, за которым вы сейчас сидите, можно подстроить некоторые параметры: яркость, контрастность, размер изображения и т.д. Это делается для того, чтобы было лучше видно. Данному конкретному человеку. Содержание картинки остаётся тем же самым – меняется только способ представление.

У нас в голове тоже есть такой набор "регуляторов изображения". Только эти настройки служат немного для другого – при помощи этих настроек мозг кодирует отношение: хорошо – плохо, нравится – не нравится, свой – чужой, важно – не важно. Наше понимание (или замешательство), вера, любимый человек и цель жизни – всё это кодируется при помощи субмодальностей. Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз:

- Ага. Три дня назад он мне улыбнулся. Вчера молча прошел мимо. А сегодня пожал руку. Так. Значит, он мне симпатичен.

Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим. КАК мы узнаём? Хотите разобраться?

Этот же механизм используется мозгом и для управления вниманием. Чуть позже мы будем разбираться, как это конкретно устроено у вас и как это можно использовать.

Естественно, есть субмодальности и у аудиального канала. Точно так же, как мы можем менять установки на музыкальном центре, мы можем обрабатывать звук у себя в голове. И голос незнакомого человека как-то будет отличаться от голоса знакомого человека.

Есть субмодальности и у Кинестетического канала, но о них мы поговорим чуть позже.

- А что такое модальности?

Пара слов о том, что вы уже скорее всего знаете.

Каналы восприятия.

У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Но в НЛП используют понятие 3-х каналов:

Визуальный (В)

То, что мы видим. Образы, картинки, кино.

Аудиальный (А)

То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетический (К)

(От “кинес” – “движение” по гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относится Запах и Вкус. Иногда хорошо поделить Кинестетику на 3 части:

тактильные – ощущения кожи;
внутренние – мышечные, ощущение в желудке, тепло;
мета-ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении: радости, любви, счастья, горя и пр. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову. Итак, получается:

Зрение.

Визуальный канал

Слух.

Аудиальный канал

Вкус.
Запах.
Кожная чувствительность (тактильные ощущения).
Внутренние.
Мета-ощущения – оценочные ощущения.

Кинестетический канал.

В НЛП эти три канала восприятия называются еще модальностями. А различия в описании в пределах самих каналов – субмодальностями. То есть яркость, контрастность, дальность, цвета, местоположение, объем – это субмодальности зрительного канала. А громкость, ритмичность, высота звука – слухового канала. Субмодальности не касаются содержания, они касаются только описания. Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей. И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений.

Зачем нужно знать о субмодальностях.

Субмодальности – это конечно интересно. Но что мне это даст?

Первое. Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть: изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать или создавать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.

Второе. Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его "командный язык". Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь.

Третье. Наше восприятие тоже управляется субмодальностями. И меняя способ восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.

И, наконец, четвёртое. Субмодальности – это "командный язык" для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или считать чужое. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.

Вам уже хочется начать заниматься этим?

Дискретные и аналоговые субмодальности

Все субмодальности можно разделить на два типа: одни можно менять плавно (яркость, местоположение, громкость), а другие бывают только в двух принципиально разных состояниях (объёмное – плоское, есть движение – нет движения, стерео – моно).И при тренировке первых (аналоговых) ваша задача научиться менять их плавно и в максимально возможных пределах, то для вторых (дискретных) важно научиться быстро переключаться.

Критическая (ведущая) субмодальность

Мозг обычно пользуется для определения всего одной характеристикой. Чтобы не усложнять процесс. Все остальное просто прилагается. Вот критическая субмодальность — это тот наиболее важный параметр. Меняя его вы меняете все. На практике это обозначает, что после изменения критической субмодальности автоматически меняются все остальные. И переживания тоже…

Визуальные субмодальности

 

Давайте возьмем картинку и попробуем на ее примере посмотреть, что такое визуальные субмодальности. Это как бы "эталон", а то, как ее можно представить  — это будет некий внутренний язык мозга, кодировка отношения. Для каждого человека она своя, но некоторые вещи для большинства будут обозначать приблизительно одно и то же.

Для удобства справа будут даны вопросы, которые могут помочь определиться с этой субмодальностью.

Положение

Где находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Эта картинка наклонна?

Положение - одна из очень важных субмодальностей, часто бывает критической. Это как бы положение в пространстве экрана, на котором показывают вам картинки.

Правда, если образ панорамный, то есть окружает вас со всех сторон, этой субмодальности скорее всего не будет.

Размер.

Какой размер у этой картинки?
Покажите ее размер руками.

Размер тоже достаточно часто бывает критической субмодальностью, и чаще всего он отвечает за интенсивность переживания: чем меньше размер картинки, тем менее волнует этот образ. Можете поэкспериментировать — возьмите образ неприятной для вас ситуации и сделайте его меньше.

Расстояние

Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.

Расстояние работает приблизительно одинаково с размером. И свойства похожи. Отодвигание образа обычно уменьшает интенсивность переживания, приближение — усиливает.

Цветной – ч/б

Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?

Цветной – черно-белый. Обычно довольно сильно влияет на оценку. Но как будет у каждого конкретного человека сказать трудно. Иногда может являться критической субмодальностьюоценки (ч/б – "минус", цветное – "плюс"). Но может работать совсем наоборот, являясь ассоциацией на старое черно-белое кино.

Цвета.

Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?

Цвета (имеется в виду набор цветов в образе, а не "цветное – ч/б") обычно сильно влияют на оценку. При чем учтите, что во внутреннем восприятии цвета достаточно редко соответствуют "реальным".

Яркость

Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?

Яркость тоже очень часто бывает критической субмодальностью, и обычно влияет на интенсивность переживания: чем ярче – тем чувство сильнее. Поэтому уменьшение яркости обычно используется для ослабления некомфортного переживания, а увеличение – на усиление приятного.

Резкость.

Этот образ резкий или он размыт?

Резкость чаще всего отвечает за интенсивность переживания, но довольно часто служит для кодирования внутренних образов от внешних — для различия того, что человек придумал, а что видит вокруг.

Но у многих внутренние образы достаточно смутные, поэтому здесь важнее отношение – более резкий, менее резкий…

Фокус.

Картинка в фокусе или размыта?

Фокус обычно связан с резкостью, но иногда часть картинки в фокусе (чаще всего центр) , а часть размыта. Таким способом обычно кодируется важность, выделение объекта. Довольно часто является критической субмодальностью внимания — на что оно направлено, то в фокусе (визуально). Есть даже соответствующее выражение: "фокус внимания". Можно даже потренироваться поработать с управлением вниманием таким способом.

Детальность

Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?

Детальность может быть связано с резкостью (если все размыто, то какие детали), но и в резкой картинке может быть мало деталей.

При помощи детальности может кодироваться что угодно, и на что обратить внимание сказать не могу — надо калибровать.

Фон

Есть ли фон?

Наличие или отсутствие фона, его размытость или разные цвета достаточно часто присутствует в субмодальных различиях, но критической субмодальностью является редко.

Форма

Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?

Ассоциация – диссоциация

Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?

Ассоциация – диссоциация очень мощная субмодальность, влияющая на интенсивность. Если человек в событии ассоциирован, то он переживает эту ситуацию, а если смотрит на все это со стороны (диссоциация), то испытывает ощущения "по поводу". Обычно диссоциация очень сильно меняетинтенсивность переживаний.

Это тоже самое, что участвовать в драке и наблюдать за ней со стороны.

Панорамность.

Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?

Панорамность обычно сильно связана с ассоциацией — ассоциированные картинки очень часто бывают панорамны.

Граница

Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?

Граница (рамка) тоже обычно сильно влияет на оценку, но редко бывает критической субмодальностью. Но маленький опыт: возьмите неприятный образ и поместите его в золотистую рамку. Или искристую. Как изменилось ваше восприятие?

Движение

Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?

Движение часто бывает критической субмодальностью оценки, при чем не только в "плюс — минус", но и в пониманиии вере.

Пропорции

Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше, меньше?

Искажение пропорций обычно позволяет кодировать отношение к более (менее) важным вещам. И встречается достаточно часто, но почему-то обычно люди редко обращают на это внимание.

Объем

Это плоское или объемное?
Этот образ объемный или выглядит как фотография?

Объем довольно часто бывает критической субмодальностью. Но в какую сторону влияет сказать заранее трудно – бывает и так, и так…

Аудиальные субмодальности

Положение

Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?

Высота

Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?

Громкость

Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?

Обычно соответствует размеру и яркости в В канале. И работает приблизительно так же. К стати, в большинстве случаев "внутренняя" громкость являлась критической субмодальностью аудиального внимания.

Моно/стерео

Звук объемный?

Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?

Обычно соответствует объемно / плоско в В канале.

Монотонность

Это монотонный звук или скорее мелодия?

Темп

Это быстро или медленно?

Ритм

Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.

Длительность

Это непрерывное или прерывистое?

Кинестетические субмодальности

Качество

Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение…

Интенсивность

Насколько сильно это ощущение?

Положение

Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого?

Движение

Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?

Направление

Откуда это движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?

Скорость

Ощущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?

Размер

Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Упражнение "Как я узнаю?"

Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – "моё – не моё", это процесс оценки), а как вы знаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте "моё – не моё". Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления "я – не я". Вы об этом уже знаете. Вот как вы об этом узнаёте?

Определите, при помощи каких субмодальностей вы кодируете:

Например:

Я

Не Я

Образ ярче

чётче

объемный

Образ тусклее

более размытый

плоский

Визуальный канал

"Я"

Как вы узнаёте, что в зеркале вы, а не сосед? Чем отличаются субмодальности вашего изображения от субмодальностей изображения, к примеру, вашего соседа?

"Я" в группе.

Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.

Нравится еда или нет.

Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа "вкусной" и "невкусной" еды?

Моё – не моё.

Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?

Важно – не важно.

Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.

Аудиальный канал

Голос знакомого человека.

Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?

Мой и чужой голос.

Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.

Разные мнения.

Если вы для себя формулируете разные оценки ситуации, то можно сравнить субмодальные отличия внутренних голосов, которыми вы общаетесь с собой. Один "за" – другой "против".

Приятная музыка.

Чем музыка, которая вам нравится, субмодально отличается от той, которая вам не очень нравится?

Упражнение "Эффект В субмодальностей"

Для каждой указанной В субмодальности определить, к какому изменению во внутреннем опыте приводит ее изменение.

Например: расстояние – удаление увеличивает интенсивность переживания, приближение – усиливает.

Субмодальность

Эффект

Положение

 

Расстояние

 

Расстояние

 

Яркость

 

Фокус

 

Детальность

 

Ассоциация – диссоциация

 

Движение

 

Пропорции

 

Размер

 

Упражнение "Эффект А субмодальностей"

Для каждой указанной А субмодальности определить, к какому изменению во внутреннем опыте приводит ее изменение.

Например: высота (голоса) – увеличение вызывает напряжение, уменьшение вызывает расслабление.

Субмодальность

Эффект

Положение

 

Высота

 

Громкость

 

Моно/стерео

 

Монотонность

 

Темп

 

Ритм

 

Длительность

 

Тренировка субмодальностей

Тренировать каждую субмодальность из списка, доводя ее до крайних точек (например: максимально далеко – максимально близко). Иногда происходят скачки: картинка была близко – потом прыг, и сразу далеко-далеко. Ваша задача научиться делать плавное изменение.

20 раз (за раз считается полный цикл) каждая.

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться