17 смертных грехов российского НЛП

Заезжал Стас Уколов. Долго с ним трепались. Много думали.

У нас с ним фаза, развития (в НЛП), когда мы замечаем всё, где НЛП НЕ РАБОТАЕТ. Это, наверное всегда так, когда чему-то учишься. Сперва восхищаешься результатами, и смотришь как то, чему ты учишься работает, обобщаешь на все контексты подряд, а потом, следующая фаза — когда понимаешь, что то, чему ты учишься — НЕ РАБОТАЕТ.

Вот что мы с ним накопали — наговорили:

1) НЛП не отвечает за базар. (это видимо с Бэндлера пошло, хотя я могу ошибаться). То что обещается (тренерами, например, на тренингах) — не делается. А потом утилизируется раскрутками.

{когда я пишу НЛП, имеется ввиду — российские НЛПеры, которых мы со Стасом их знаем. Есть, конечно, исключения, но в массе своей.}

2) Это связано с курсами "Практик", и "Мастер" внутри которых навстроено пресуппозиций (не только и не столько Базовые НЛП), но ещё и куча других. Причём большинством тренеров, судя по всему, эти пресуппозиции (которые они же встраивают) не осознаются.

3) НЛПеры реже склонны выявлять, что человеку (другому) надо, и давать ему это. Они чаще предлагают человеку что-то, что они считают ему нужно, а когда он пытается от этого отказаться —- действуют раскрутками.

4) Пункт 3 — начинается прямо с начала обучения НЛП. Среднестатистический человек приходит на курс "Практик" затем чтобы: стать успешнее, решить свои проблемы, научиться клеить девушек, научиться разговаривать с начальством (или с кем ещё, с кем разгововарить не умел), научиться управлять коммуникацией, научиться гипнотизировать, потому что это способ выпендриться и т.д. Человеку втюхивают обучение психотерапии. И уже отработано множество технологий внутри тренинга "Практика", коотрые направлены на то, чтобы утилизировать и предутилизировать возможные реакции, типа: "А нафиг нам 6-ишаговый рефейминг с визуальным сдавливанием?".

То есть — уже "продажа" не того, что человеку нужно (за чем человек пришёл) происходит на курсе "Практик", и, как правило, продолжается дальше. Например последний тренинг Хорста, заявлениый, как тренинг по моделированию — и в результате про моделирование была, хорошо, если хотя бы треть тренинга. Т.е. НЛП не отвечает за базар и здесь.

Оговорка 1. Я говорю про "Плигинско-Энтусовский" дизайн Практика и около них.

Оговорка 2. Я понимаю, что если те же навыки пропихнуть через задницу и сделать некоторые долнительные усилия —- можно достичь тех целей за которыми приходит человек учиться НЛП. Но, почему бы не сделать "Практика" под потребности аудитории. Или не сделать рекламу курса "Практик" более честной, писать под что тренинг "заточен".

Оговорка 3. Я понимаю, что есть люди, которые именно за тем, чтобы научиться (улучшить навыки) работы в психотерапии приходят на "Практик". И каков же их процент?

5) В НЛП нет модели моделирования (а все говорят что НЛП=Моделирование). Еще одно подтверждение, что НЛП не отвечает за базар. Ну, про это уже правда многие писали.

6) В НЛП нет модели выявления пресуппозиций в речи. (А заявляется, что с этим мы работаем). Так же, как и нет модели выявления убеждений. Множество НЛП мастеров хавает сказанные эмоционально убеждения, соевершенно не видя нужды сомневаться в них. А уж когда (как и бывает чаще всего) эти убеждения прикрыты красивой крышечкой пресуппозиций — под крышечку, как правило никто не пытается заглянуть — хавают.

7) В НЛП нет модели (определения хотя бы) ответственности.

8) В НЛП нет модели (определения хотя бы) экологии.

9) Нет модели выстраивания и распознавания метасообщений. Равно как и само понятие метасообщения — не чётко определено, я знаю как минимум три разных определения.

10) То же с понятиями "ценности", "критерии" и многими другими.

11) Кроме того, в области убеждений стоит отличать "Вербальные убеждения" от "Реальных убеждений". Или назовите это как-то ещё, я сейчас объясню о чем я.

"Вербальные убеждения" среди НЛП-еров весьма распространены. Как правило, это базовые пресуппозиции НЛП. НЛПеры говорят о том, что — вселенная дружествена, что полезно исходить из намерения, а не из поведения, что карта не равна территории и т.д. Это их "Вербальныне убеждения". Если их спросить о том, верят ли они в них —- вы с большой долей вероятности получите конгруэнтный ответ "Конечно!". И при этом, если вы будете наблюдать за их поведением, вы увидите, что большинство народу исходит из своей карты, как из территории, и если в реальности что-то не подтверждается, они считают, что это с реальностью что-то не так. Выходят вечером на улицу (или придумайте свой страшный контекст) и начинают боятся дружественной вселенной, и с удовольствием ввязываются в конфликты, не обращая внимания на положительное намерение собеседника. Так что, если судить по поведению, можно сделать предположение о "реальных убеждениях" этих людей — о том, что вселенная вражественна (по крайней мере многие её места таковы), о том, что положительное намерение —- это от слова "положить на что-л." :), карты=территории, или если хотите "у меня правильная карта, а с территорией здесь что-то не так".

12) С базовыми пресуппозициями вообще —- большие вопросы. У кого и как они были выявлены? Как, если в НЛП нету модели выявления пресуппозиций? И как мы их используем, для чего? Чтобы доказывать что-либо?, как в геометрии с помощью аксиом, мы доказываем теоремы? При этом верить в них, как в аксиомы не обязательно, —- меняем аксиомы и получаем другую геометрию. Или (как многие тренеры делают на курсе "практик") —- рекомендуем их "к исполнению", т.е. пусть они станут у народа "реальными убеждениями".

14) Стас высказал интересную мысль. Пресуппозиция "все карты равны, и нету карты более правильной или более хорошей", которая также культивируется в НЛП — крайне вредна и приводит к шизофрении. По хорошему, если пойти чуть дальше — вам нет нужды менять свою карту, даже если она сильно отличается от (разделяемой) реальности, и даже если от неё вы имеети лишь отрицательные и больные эффекты. Вам нет нужды сверять её опытом, и менять, — потому что она также хороша и правильна как и все остальные. Вам накакать коричневыми какашками на обратную связь, если у вас пресуппозиция о том, что все карты одинаково полезны.

15) Раскрутки —- страшная штука. НЛП-Мастера, замечая у кого-то несовпадения со своей картой включают раскрутки и разговаривают в основном ими. При этом часто херится — раппорт по ценностям (а то и по поведению), ресурс собеседника, и самое главное —- цель применения раскруток. Этот паттерн я наблюдал также у всех тренеров, начиная Энни Энтус (кажется я что-то плохое говорю про священную корову российского НЛП, но я готов ответить за базар) и заканчивая собой любимым. Разве что у тренеров (да и то не всегда) получше с целью применения раскруток.

16) В НЛП принято "с любовью воровать" идеи и остальное у других. Ничего плохого я в этом не вижу, но лично мне было бы приятно, если бы НЛПеры указывали у кого, что своровано. Или хотя бы, что мысль не их личная.

17) Представьте себе —- маленький ребёнок учиться ходить. Сначала он учится стоять, держась за что-нибудь. Потом постепенно, на некоторое время отрывает от опоры руки. Потом — стоит без рук, не держась ни за что. Ходить он пока не умеет, однако, если его при этом подтолкнуть, он, наверное, пройдёт несколько шагов потом упадёт. Хотя навыка ходить у него пока что нет.

Теперь посмотрим сквозь фильтры этого примера на сертификацию, скажем, курса НЛП-Мастер (Хотя я думаю, это касается и сертификации и Практика и Тренера). Сертификация, как правило является хорошим толчком в спину начинающим НЛПерам, которе уже научились стоять не держась за стеночку. Так что они проходят несколько шагов. Тем, кто падает сразу дают сертифкат участника. Тем, кто пару шагов проходит, их подхватывают на руки (чтобы не упали) и говорят — "ба, да ты продемонстрировал навыки, что ходить умеешь!", и вручают сертификат Мастера (Практика, Тренера)…

Я утверждаю, что на Мастерском курсе это происходит с навыками многопозиционного описания, калибровки стратегий по КГД, изменением границ собственного "я" и прочими — продолжите список дальше сами. Эти навыки не являются устойчивыми навыками у большинства мастеров к сертифкации. И у многих никак не развиваются дальше по жизни (а стимула, как правило нет, и так отлично).

Оговорка. Пример с ребёнком, который делает несколько шагов, но ещё не ходит, с любовью украден у ЛЖеюзера

Алексей Леонтьев



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться