Базовые пресуппозиции

Предварительные замечания

Все, что здесь написано, — предельно субъективно. Субъективно по форме: в данный момент я полагаю, что лучший способ донести серьезную информацию до собеседника — рассказать ему соответствующий анекдот. Субъективно по содержанию, ибо пропущено через собственный жизненный опыт.

Я постарался придать этой статье характер непринужденной беседы, чтобы создать как можно более домашнюю атмосферу. На это есть свои причины — первоначально она предназначалась для моих близких друзей. Теперь появилась возможность поделиться ею с вами.

Особую благодарность хочу выразить тренерам "Московского центра НЛП в образовании", в котором я сейчас прохожу обучение. Именно здесь я впервые познакомился с базовыми пресуппозициями НЛП. Именно здесь я увидел, услышал и почувствовал, что такое настоящее, живое НЛП. Практически все, чем я владею из мира НЛП, я получил в этом центре. Спасибо!

Введение

Базовые пресуппозиции. Два пока еще непонятных слова. "Базовые" — потому что это основа всего НЛП, его успеха и жизнеспособности. Основа мышления каждого "энелпера". "Пресуппозиции" — означает предварительные постулаты, тезисы, убеждения.

Принципы, лежащие в основе наших действий. Они похожи на убеждения, но вы сами выбираете их. Вы не знаете, верны они или нет, но вы действуете так, как будто они являются верными, и смотрите на те результаты, которые получаете. (Ян Мак-Дермотт, Джозеф О'Коннор "НЛП и здоровье")

Это "самооправдывающиеся пророчества". Они начинают работать на вас тогда, когда вы начинаете по ним жить. . На семинарах по НЛП часто говорят: "Берите по одной базовой пресуппозиции и обращайте внимание на ее проявления в окружающем мире в течение недели. Если ваша жизнь при этом облегчилась, добавьте эту пресуппозицию в свой арсенал убеждений".

Влияние наших убеждений на жизнь отчасти проясняется первой же пресуппозицией НЛП.

1. Карта — это не территория

Что здесь можно сказать? Карта — это карта. А территория — это территория. А карта уж явно не является территорией. Карты бывают географические, политические, экономические… Крупномасштабные, мелкомасштабные… Точные и схематические. Большие и малые. Бывают карты в виде глобусов, но они остаются картами — более или менее верными отражениями реальности. Обобщенными, упрощенными и искаженными. А мир един. Он велик и всеобъемлющ.

Жили-были три слепых мудреца. В меру своих ограниченных возможностей познавали они мир, исследуя буквально все, что попадалось им под руку. И попался им как-то под руку слон. Обрадовались тогда мудрецы и тут же стали его исследовать.

Первый из них наткнулся на бок слона и воскликнул: "Слон подобен огромной стене!" Второй, подержавшись за хобот, возразил: "Слон — это большая змея!" Третий же обследовал хвост, а потому уверенно заявил: "Что вы, друзья? Слон мне больше напоминает веревку".

Они бы еще долго спорили, но ведь не зря же их прозвали мудрецами. По своему, надо сказать, большому жизненному опыту мудрецы догадались, что каждый из них столкнулся лишь с малой частью реального слона. Конечно же, все трое правы. Правда, только в пределах той области, с которой они непосредственно столкнулись. Осознав это, мудрецы сложили свои представления о слоне, но даже это знание не могло быть полным.

Ограничения заложены уже в сами системы восприятия. Мы способны воспринимать механические и электромагнитные волны вполне определенных диапазонов и определенной интенсивности. Вряд ли найдется умелец, способный увидеть ультрафиолетовые лучи, услышать инфразвуковое излучение или же почувствовать удар одного единственного атома. Но даже при этих биологических фильтрах оставшееся количество информации остается огромным.

Наш мозг слишком разборчив, чтобы хватать все, что дают. Да все, в общем-то, и не надо. Чтобы узнать, как проехать на машине, достаточно воспользоваться картой автодорог или же просто схематическим рисунком — нам не нужно для этого знать каждую кочку на дороге. Чтобы уверенно добраться до нужной станции в метро, нам хватит схемы, которая явно не отражает истинного расположения станций в пространстве. Карты мира нужны, чтобы ориентироваться в нем.

В НЛП под картой мира отдельно взятого человека понимают индивидуальный набор убеждений об окружающих событиях и явлениях. Люди ходят на ногах, после дня приходит ночь, на стуле можно сидеть, горячее обжигает… Здесь не все абсолютно верно, но эти упрощенные утверждения помогают людям эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это опоры для нашего мышления.

Здесь есть и обратная связь. Опираясь на свои убеждения, мы формируем фильтры восприятия. Мы отбираем только ту информацию, которая важна для нас в данный момент, игнорируя прочую.

— Вас уже оперировали? — спросил врач.
— Да.
— Ну и как?
— Три тысячи баксов!
— Я имею в виду, что у вас было?
— Только одна тысяча.
— Вы опять не поняли. Я спрашиваю, на что вы жалуетесь?
— Плата слишком высокая.

Два кирпича на крыше:
— Черт! Погода не летная.
— Ничего, лишь бы человек хороший попался.

При этом мы рискуем потерять массу информации, мало-мальски противоречащей нашим убеждениям. Информации, способной значительно расширить нашу карту. "Все хотят меня использовать!" Кто-то, может быть, и хочет, но ведь не все же. "Чайник обжигает". Да, когда он наполнен кипятком да еще металлический. В остальных случаях…

— Вовочка, скажи, какое сейчас время года?
— Лето.
— Какое же это лето, когда снег на дворе?
— Вот такое хреновое лето!

Все в порядке, но, обмениваясь информацией с другими людьми, полезно помнить, что у каждого свои фильтры восприятия, а значит — свои представления о мире. У ученого они одни, а у священника другие. И, уж будьте уверены, у спортсмена — третьи. Эти различия полезно учитывать, иначе можем нарваться на курьезы.

Когда это было, одному Богу ведомо, да только лежал один монах под деревом и размышлял о Мире и о Боге. Погодка, надобно сказать, тогда стояла прямо-таки благодатная. Ласковое солнышко, чистое небо, свежий ветерок, да птички щебечут. Самое время для размышлений… и для сна.

Так что наверняка сказать о том, было это на самом деле или же просто приснилось нашему ленивому монаху, никто не сможет. По словам самого монаха, явился ему сам Бог. Явился и сказал своим грохочущим голосом: "Спрашивай, и да отвечу я тебе!" Собрался наш монах с мыслями и выпалил: "О, Господь Всемогущий! Правда ли что для тебя наше тысячелетие все равно, что для нас — минута?" — "Правда," — усмехнулся Господь. — "А правда, что для тебя мешок золота, как для нас грошовый медяк?" — "И это правда". — "Господи! — взмолился тогда монах, — подари мне, пожалуйста, один свой грошовый медяк!" — "Ладно, — легко согласился Бог. — Только подожди минуточку".

Карта, используемая человеком, может многое рассказать о нем самом.

Два советских скрипача поехали на международный конкурс. На конкурсе один из скрипачей занял второе место, а другой — последнее. Первый плачет, второй спокоен.
— Боже мой! Ведь если бы я занял первое место, мне дали бы сыграть на скрипке Страдивари!..
— Ну не расстраивайся ты так. Второе место тоже призовое… Черт с ней, со Страдивари!
— Как ты не понимаешь! Страдивари! Это все равно, что тебе дать пострелять из маузера Дзержинского…

Да… Иногда прямо-таки необходимо учитывать модель мира собеседника и использовать доступные ему слова, иначе не поймет.

2. Сознание и тело — части единой кибернетической системы

Что это значит? "Сознание" — это все, что относится к нашему мышлению. "Тело" — это наши эмоции, ощущения, мышечные напряжения, способы дыхания — все, что касается нашей физиологии. "Части единой кибернетической системы" означает, что есть тесная взаимосвязь между нашими мыслями и нашими ощущениями.

Представьте себе на мгновение, что вы держите в руке один из своих любимых фруктов. Вообразите, что вы чувствуете его вес и кожуру. Он твердый или мягкий, когда вы его сжимаете? Какого он цвета? Произнесите про себя его название. Теперь закройте глаза и представьте, что вы нюхаете его. Какие ощущения вызывает этот запах? Сейчас вы собираетесь его попробовать. Мысленно разрежьте, если это необходимо, и медленно поднесите ко рту. Откусите кусочек, чтобы почувствовать сок у себя под языком.

Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть, спите. (Ян Мак-Дермотт, Джозеф О'Коннор "НЛП и здоровье")

Фрукт воображаемый, а слюна — реальная. Изменения в сознании повлекли неминуемые изменения в теле. Сознание и тело — части единой кибернетической системы.

Что это дает? Например, то, что по внешним проявлениям можно определить внутреннее состояние человека. Какое у него настроение, какой у него характер, как он относится к тому, что происходит вокруг. В НЛП этот метод называют калибровкой. Иногда можно демонстрировать своеобразные фокусы: "детектор лжи", "да — нет", "нравится — не нравится", "понимание — замешательство". Можно узнать привычный способ мышления собеседника — мыслит ли он картинками, звуками, ощущениями или же словами. Может быть, это определенные последовательности описанных переживаний.

Секретарша своему шефу:
— К Вам посетитель.
— По какому вопросу?
— Он говорит, что хочет получить свои деньги назад.
Шеф спешно перебирает в памяти своих кредиторов.
— А как он выглядит?
— Он выглядит так, что лучше бы уж вы ему их вернули!

По каким признакам это определяется? По позе и мимике, по цвету кожи, по ее влажности, по типу дыхания, по скорости и высоте речи, по привычным жестам, по их скорости, по движениям глаз, по способу организации речи. Нужен конкретный пример? Берите. Привожу возможный вариант списка внешних признаков, которые можно заметить, калибруя состояния "да — нет".

Да

Нет

  Корпус подается вперед.

  Кисти расслабляются.

  Легкий кивок головой.

  Лицо расслабляется.

  Уголки губ поднимаются.

  Веки прикрываются.

  Корпус отклоняется назад.

  Кисти напрягаются.

  Движения из стороны в сторону.

  Лицо "застывает".

  Уголки губ движутся по-разному.

  Дыхание сбивается

Список можно существенно дополнить (за счет индивидуальных особенностей). Единственным ограничением здесь могут стать ваши собственные способности замечать, сортировать и запоминать внешнюю информацию. Эти способности постоянно развиваются и совершенствуются по мере применения этой пресуппозиции.

Хочу обратить внимание читателя еще на одну тонкость. В НЛП предпочитают рассматривать обобщения с точки зрения его полезности, а не правильности или же истинности. Приведенный список внешних проявлений полезен в том смысле, что он демонстрирует наиболее типичные признаки, по которым можно определить состояние собеседника. При этом я ни в коей мере не берусь утверждать, что этот список верен во всех отношениях. Почему?

Во-первых, мы уже обсудили, что карта — это не территория. Каждый новый собеседник продемонстрирует вам свой индивидуальный набор реакций (территорию внешних проявлений), который наверняка будет в чем-то отличаться от нашего списка (т.е. от карты).

Во-вторых, даже один и тот же человек в разных ситуациях может продемонстрировать разные территории. Например, если у него устали глаза, то моргать он будет несколько чаще обычного. Получается, что движения век в этой ситуации критерием быть уже не могут. Таких примеров, как вы понимаете, можно набрать множество.

Какой из всего этого можно сделать вывод? Когда надо точно знать внутреннее состояние конкретного собеседника, именно этого собеседника и нужно калибровать. Тогда, созданная вами, карта индивидуальных реакций будет работать гораздо лучше, нежели любой более обобщенный список. Кроме всего прочего, это дополнительно развивает соответствующие способности. Второй вывод: можно существенно повысить надежность калибровки, уделяя внимание комплексу внешних проявлений, а не какому-то одному признаку.

Что еще можно взять у нашей пресуппозиции? Возможность самоконтроля. Бытует мнение, что собственными эмоциями управлять невозможно, ибо человек — существо живое и самобытное, — влиянию извне не поддается. Конечно живое! Конечно самобытное! И именно поэтому мы вольны сами выбирать то, что и по какому поводу будем испытывать.

Как это работает? По принципу обратной связи. Вспомните какого-нибудь сильного и уверенного в себе человека. Что вспоминается? Голова посажена ровно, плечи расправлены, фигура симметричная… И еще куча всего. А теперь очень неуверенного, постоянно боящегося человечка. Весь сгорбленный, голова низко наклонена, взгляд где угодно, но только не на вас, скованные движения…

Хотите стать увереннее в себе? Отразите позу и жесты уверенного человека. Обратите внимание на его речь, дыхание, походку. Хотите войти в состояние "критика" — притворитесь, что вы уже в нем. Покажите окружающим, что вы умеете конструктивно и очень точно критиковать, но только без слов — своим телом. Будьте уверены — вы войдете в это состояние.

Есть целые психотерапевтические направления, которые решают психологические проблемы, работая только с телом. Помогая вновь прочувствовать себя и обратить-таки внимание на свой организм.

3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе

Старушка в продовольственном магазине:
— У вас есть тамбовская колбаса?
— Нет.
— А сервелат?
— Нет.
— А краковская?
— Нет. Ну у вас и память!

Врач осматривает грудную клетку старушки.
— Что вы ощущаете при сжимании?
— Вспоминаю молодые годы.

Мы помним все. Все, что с нами когда-либо происходило. Все, что мы видели, слышали, чувствовали или говорили себе. Все это записано где-то в нашей нервной системе. Все это составляет наш жизненный опыт. Значит, при желании мы можем получить доступ к любому переживанию, любому событию, которое с нами происходило.

В лондонском ресторане сидит старый отставной генерал. Официант приносит ему бифштекс. Генерал долго смотрит на официанта, потом говорит:
— Послушайте, у меня такое впечатление, что я вас знаю. Ага… кажется, вспомнил! Вы были знаменосцем в Девонширском полку.
— Простите, сэр, но…
— Верно, верно, я ошибся. Вы служили во время африканской кампании.
— Вы опять ошиблись, сэр.
— Я вспомнил! Вы же приносили мне сегодня суп.

Можно вспомнить все… Звучит заманчиво. Но как? Обращусь непосредственно к вашему же жизненному опыту. Вспомните свои встречи выпускников или же посиделки со старыми приятелями. На таких сборищах нередко звучат фразы типа: "А помнишь…?" И тут же за разговорами вспоминаются события давно минувших дней. Начинает говорить один, эстафету подхватывает следующий, и вот уже все погружены в воспоминания. Вспоминается то, что, казалось бы, давно скрылось от наших глаз. Вспоминаются такие подробности, что просто диву даешься.

Есть и другие способы. Практически в каждом доме можно найти свою домашнюю "машину времени". Что это? Это может быть шкатулка со стопочкой старых писем и открыток, или же это ваша любимая книжка, которую вам читали в детстве… И, конечно же, это наши альбомы с фотографиями.

"Чтобы жизнь повторилась с начала,
Загляните в семейный альбом".

Давайте заглянем. Так приятно смотреть на фотографии и вспоминать события, пойманные объективом фотоаппарата. Выберите из них ту, что доставляет вам наибольшую радость. Приглядитесь к ней повнимательнее. Вас приятно удивит, как много неожиданных сюрпризов подарит вам она. Откуда они взялись. Практически на каждой фотографии кроме основного содержания есть масса мелких деталек, что попали на нее совершенно случайно. И чем больше замечаешь этих деталек, тем ярче и насыщеннее воспоминание, и тем полнее переживаешь прошлое событие. Осталось только обратить внимание на окружающие звуки и собственные ощущения, и тогда "картинка оживет".

Как используется это знание? Почти все психотерапевтические школы считают, что у любой проблемы есть свои корни в прошлом. Значит можно вернуться туда и найти способ ее решения. В НЛП этот подход принимается как один из многих возможных вариантов, но далеко не единственный. В НЛП вообще предпочитают чаще задавать вопрос "Как?", а не "Почему?", а прошлое рассматривать, как источник ресурсов, а не проблем.

При желании в своей личной истории можно найти столько примеров удачного поведения, что любая проблема будет решаться просто автоматически. Если вы не знаете, как действовать в некоторой ситуации, то самое время отправиться в поход за ресурсами прошлого. Туда, где уже возникала подобная ситуация, и вы с блеском с ней справлялись. При этом из прошлого стоит заимствовать не столько конкретные действия, сколько состояния, в которых они придумывались.

Уже искали, но не нашли? Не может быть! Ну ладно. Дам еще одну подсказку. Вас никто не заставляет ограничиваться только собственными возможностями. Вокруг вас было и есть достаточно людей, у которых можно поучиться. Кстати, это могут быть даже вымышленные персонажи.

Штирлиц просыпается в явно казенном помещении: "Так… Сосредоточимся… Если я у них, то я штандартенфюрер Штирлиц, если я у нас, то полковник Исаев…" Вдруг он слышит:
— Ну и нализались вы вчера, товарищ Тихонов!

Если вы уже выбрали себе пример для подражания, то можно начать действовать так, как если бы действовал он. Скопируйте его образ мышления, мимику, жесты, позу… Мы же знаем, что сознание и тело — части единой кибернетической системы. Откуда взять информацию о нашей модели тоже понятно: весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе. Все это хранится в нашем мозге. Все это можно достать и использовать. Дерзайте.

4. Субъективный опыт определяется пятью системами восприятия: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной

Что такое пять сенсорных систем, я думаю, никому объяснять не надо. У всех есть глаза, уши, нервные рецепторы по всему телу, язык и нос. Как их использовать по прямому назначению, я полагаю, все тоже догадываются.

Тем, кто не догадывается, могу предложить следующие идеи. Можете попробовать:

  1. "Совать нос в чужие дела";
  2. "Чесать языком";
  3. "Вешать лапшу на уши";
  4. "Пожирать глазами";
  5. "Получать острые ощущения".

Попробовав все это, вы наверняка узнаете, для чего нужны органы чувств на самом деле.

Что нового? То, что информацию, которую мы получаем из внешнего мира, можно разделить на сенсорную и на наши суждения об этой информации. Сенсорная информация поступает посредством этих самых пяти чувств. Вот пример наблюдения за внешним состоянием собеседника: "Уголки губ приподняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовели". Остальное — наши суждения и интерпретации: "Он доволен". Сравните: "Чувствую, будто сосет под ложечкой", и "Мне страшно!"

Ну и что? А то, что сенсорная информация объективна и проверяемая. Ее может обнаружить каждый. А вот суждения… Сколько людей, столько и мнений. В ответ на улыбку прохожего можно подумать, что: у меня плохая походка, и он надо мной смеется; он счастлив, что встретил такого красавца, как я; он вспомнил приятный случай. Особо догадливые могут решить, что когда-то в детстве ему на голову упал кирпич… А он просто идет и улыбается. И ничего более.

— Он завел кошку?
— Просто у жены острые ногти.

— Он отличник?
— Просто у него плохое зрение.

— Он готовится к марафону?
— Просто забыл дома проездной.

Чем еще это может быть полезно? Тем, что любой опыт можно описать с помощью этих самых пяти сенсорных систем. Этот реальный опыт уже можно перенимать и передавать. Как было раньше? "У него талант, с этим надо родиться. Практика, практика и еще раз практика, и тогда к тебе это придет".

Пикассо приехал в Лондон. На вокзале у него украли часы. Инспектор полиции спросил:
— Вы кого-нибудь подозреваете в краже?
— Да, я помню одного человека, который помогал мне выйти из вагона.
— Вы художник. Нарисуйте его портрет.
И к вечеру по рисунку Пикассо оперативная лондонская полиция задержала по подозрению в краже трех стариков, двух девушек, троллейбус и четыре стиральные машины.

На самом деле, самая "берущая за душу" музыка — только набор звуковых колебаний определенной длительности, последовательности и интенсивности. Его можно записать на компакт-диск или еще куда, а потом воспроизвести. До изобретения нот способность играть осмысленные музыкальные произведения была сродни магии и колдовству. Сейчас этому можно научиться за вполне конечный срок.

Умение "наполнять музыку смыслом" — не более чем способность технически безукоризненно, со всеми паузами, вовремя замедлив или ускорив, усилив или ослабив звучание, проиграть нотный текст. И тогда, если есть хоть один человек в мире, способный это сделать, то его талант уже можно передать множеству других музыкантов1. Этому уже можно научить, это уже в терминах сенсорного опыта.

"Сразу видно — воспитанный, образованный человек!" "На него можно положиться". "Она такая нежная и заботливая!" "Наша девочка все диктанты пишет на пятерки!" "У него великолепно развито абстрактное мышление". Все эти лестные оценки получены благодаря вполне конкретным действиям. А уж этим действиям можно научиться и этому реально учатся.

5. Смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает

— Мой директор хочет меня задушить, — сообщает секретарша своей подруге.
— А почему ты так решила?
— Стоит мне опоздать, как он у всех спрашивает: "А где наша Дездемона?"

— Вы знаете, Эйнштейн едет в Токио на конгресс рассказывать о теории относительности.
— А что это такое?
— Ну, если три волоса на голове — это мало, то три волоса в супе — это много. Если девушка идет к раввину — это хорошая девушка и хороший раввин, но если раввин идет к девушке, то сами понимаете.
— И с этой хохмой Эйнштейн едет в Токио?

В процессе передачи сообщения мы выполняем некоторые действия, чтобы добиться определенных результатов. При этом наши действия вызывают ответные реакции. Поясню на примере:

— Здравствуй, моя кошечка!
— Что?! Я кошечка? Значит, ты считаешь, что я животное? То есть, я, по-твоему, собака!? Мама, мама! Он меня сукой назвал!

Что он сделал? Чего он хотел этим добиться? Что он получил в ответ? Это те самые вопросы, которые первыми приходят в голову, если рассматривать конфликтную ситуацию с точки зрения этой пресуппозиции.

Типичная реакция "нормального" мужа: "В кои-то веки решил к ней ласково обратиться, а она, зараза, ничего не поняла! Нет, ну все-таки все бабы дуры!" Дальше он пойдет выпьет с горя, и его жена еще долгое время не услышит от него ласкового слова. Мы тоже можем ему посочувствовать: "Хотел сделать приятное жене, а она на него "наехала" да еще и тещу подключила".

Вряд ли это самая эффективная коммуникация. Где ошибка? Вот она: ответную реакцию вызывают не наши намерения, а наши действия, и значит, чтобы получить другую реакцию, нужно просто изменять свои действия. Если то, что вы делаете, не работает, сделайте что-нибудь другое. Это становится очевидно, когда понимаешь, что смысл сообщения в реакции, которое оно вызывает.

В НЛП есть модель эффективного достижения целей. Она называется T.O.T.E.2Тест-Операция-Тест-Выход (Test-Operation-Test-Exit). При первом тесте мы определяем нашу цель, то чего мы хотим достичь. При втором — где мы сейчас находимся. Операции, которые мы выполняем, направлены на уменьшение разницы между первым и вторым тестом. Выход определяет условие перехода к следующей цели (при совпадении тестов, по прошествии определенного количества времени, при обнаружении более желаемой цели и т.д.)3.

Как ни странно, но критерии выхода имеют немалое значение. Если его не проработать, можно зациклиться очень надолго. Как здесь — тесты совпали, а выхода нет:

Пьяный мужик бьет палкой по луже. Подходит милиционер и спрашивает:
— Ты что здесь делаешь?
— Акул гоняю.
— Так их же нет нигде!
— Значит, хорошо гоняю.

Разумеется, в каждой цели есть масса подцелей, промежуточных задач. Аналогично, каждый результат является промежуточным для более глобального результата. Если вашей целью считается прочитанная и понятая глава, то подцелями здесь будут абзацы. Для абзацев — строки. Для строк — слова. Таким образом, любой T.O.T.E. можно разбить на множество более мелких промежуточных "тоутов", при этом он является частью некоего более глобального "тоута".

Возьмем, к примеру, переправу. Первый тест (формулируем цель): я на противоположном берегу. Второй тест (определяем текущее положение): я сижу в лодке возле своего берега. Операции: выбираю направление и делаю несколько гребков веслами. Второй тест: я на расстоянии трети пути от своего берега и в двух третях пути от противоположного; нос лодки сбит с нужного направления на сорок пять градусов. Операция: выравниваю положение носа лодки и делаю еще несколько гребков… Выходом здесь будет совпадение собственного местоположения с выбранной точкой на противоположном берегу.

Более мелкие "тоуты" заложены в способе выбора конечной точки на противоположном берегу, в способе определения своего местоположения, в выравнивании носа лодки. Более крупный T.O.T.E. — T.O.T.E. путешествия, например.

Это то, что мы делаем постоянно при взаимоотношениях с неразумной природой. Вряд ли, приплыв куда-нибудь не туда, вы станете обвинять лодку, что она вас неправильно поняла. Вы не станете на нее обижаться. А на жену того незадачливого коммуникатора — станете? А на своих близких? А далеких?

Есть еще один вариант, как тот мужик мог бы воспользоваться "обратной связью", данной его женой. Если когда-нибудь его целью будет обидеть ее, но так, чтобы никто не догадался об этой цели, то он точно знает, что для этого нужно сделать.

Между прочим: с чего вы взяли, что его целью было сделать ей приятное? Чай не первый год живут вместе. Вообще, чтобы уверенно заявить, полезную реакцию мы получили или не очень, нужно четко знать, чего мы хотим:

— Официант! Что вы мне подали — кофе или помои?
— А вы разве не можете отличить?
— Нет.
— Тогда какая вам разница?

Жена врачу:
— Доктор! Есть хоть какая-нибудь надежда?
— В зависимости от того, мадам, на что вы надеетесь.

Для закрепления материала приведу еще пару примеров реального воплощения в жизнь этой базовой пресуппозиции. Первый пример для тех, кто хоть однажды пользовался компьютерной "мышкой". Там все понятно: смысл движения руки с "мышкой" в физическом пространстве заключается в перемещении стрелочки по экрану. И не более. Мы просто обращаем внимания только на внешнюю реакцию, подстраивая под нее собственные действия. Второй пример — управление автомашиной. Если водитель будет ездить, ориентируясь не на внешние события, а на собственные убеждения, каким эти события должны быть, то очень скоро он окажется в больнице.

6. Не бывает поражений, бывает только обратная связь

В конце концов, истинное знание не в том, проигрываем ли
мы игру, а в том, как мы изменяемся, когда ее проигрываем, что
мы уносим нового, чего раньше в нас не было.
Ричард Бах

— Лена, пойдешь за меня замуж?
— Нет.
— А я и не предлагаю — просто спрашиваю.

У вас опять проблема, неудача, поражение и т.п.? Поздравляю! Вам удалось нащупать шикарный источник ресурсов. Вопрос только в том, сможете ли вы им воспользоваться с максимальной пользой. НЛП, как всегда, отвечает на вопрос, как это сделать.

Моделируя наиболее успешных людей, удалось заметить, они неявно пользовались уже описанной моделью T.O.T.E. В своей работе они руководствовались тремя основополагающими моментами:

Цель

Чувствительность

Гибкость

Они четко знали, чего хотели. Они были чувствительны к внешней обстановке. Они могли проявлять гибкость в средствах достижения своей цели. Цель — первый тест. Чувствительность — второй тест. Гибкость — операции. Полагаю, что они вдобавок ко всему четко знали, когда стоит переходить к следующей цели. Иначе…

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
"Ой! Доска кончается,
Сейчас я упаду!"

Кстати, до сих пор мы с вами говорили о гибкости на уровне средств (поведенческой), но ведь есть еще такая замечательная вещь, как гибкость на уровне цели. Иногда она пригождается больше.

Мужик долгое время живет в пустыне. Страстный инстинкт вынуждает его и так и сяк подкрадываться к антилопе. День, неделю, месяц, измученный желанием, он охотится за ней по пустыне, но каждый раз, в последний момент антилопа успевает отскочить. В один из дней он наталкивается на вертолет, упавший в песчаный бархан, вытаскивает оттуда прелестную блондинку и отпаивает ее водой. Она открывает глаза и говорит:
— Ах, вы спасли мне жизнь! Я готова выполнить любое ваше желание!
— Женщина, — измученно просит мужчина, — будь человеком, помоги поймать антилопу!

Выбор за вами. Вы еще помните, что у вас когда-то была проблема? Давайте учиться превращать ее в ресурс.

Что же предпринять, раз вы уже "наступили на грабли"? Первый шаг мы уже наметили, когда признали, что смысл сообщения заключается в реакции, которую оно вызывает. Таким образом, "проблемная реакция" вашего партнера по общению превращается во второй тест вашего личного "тоута" (текущее положение). Хороший повод применить поведенческую гибкость для совмещения имеющегося состояния с желаемым. Если у вас не получилось одним способом, то, может быть, другой сработает. Или третий, четвертый, десятый, но все равно сработает.

Врач велел пациентке высунуть язык. Через пару минут он разрешил ей закрыть рот.
— Но, доктор, вы так ни разу и не взглянули на мой язык!
— Просто мне было нужно, чтобы вы помолчали, пока я выписывал этот рецепт.

Использование модели T.O.T.E. помогает обойти препятствие и достигнуть-таки своей цели. Если подобной цели вам предстоит достигать неоднократно, то стоит проявить чувствительность, чтобы не биться лбом об одно и то же препятствие раз за разом.

Второй шаг — получение и анализ обратной связи — разумнее сделать "на трезвую голову". Здесь мы можем спокойно взглянуть со стороны на возникшие при достижении нашей цели сложности. Какие причины? Как мы попали в трудную ситуацию? Что при этом происходило? Какие были ошибки в нашем поведении? Какие меры следует принять в дальнейшем во избежание повторения проблемной ситуации? Как мы еще могли бы повести себя при ее повторении?

Между прочим: где, когда и с кем данная реакция была бы полезной и очень даже желательной? Взгляните на ситуацию с этой точки зрения, и вас там будет ждать не один сюрприз! До сих пор мы с вами говорили о гибкости на уровне средств (поведенческой), но ведь есть еще такая замечательная вещь, как гибкость на уровне цели. Иногда она пригождается больше.

Мужик долгое время живет в пустыне. Страстный инстинкт вынуждает его и так и сяк подкрадываться к антилопе. День, неделю, месяц, измученный желанием, он охотится за ней по пустыне, но каждый раз, в последний момент антилопа успевает отскочить. В один из дней он наталкивается на вертолет, упавший в песчаный бархан, вытаскивает оттуда прелестную блондинку и отпаивает ее водой. Она открывает глаза и говорит:
— Ах, вы спасли мне жизнь! Я готова выполнить любое ваше желание!
— Женщина, — измученно просит мужчина, — будь человеком, помоги поймать антилопу!

Так что выбор за вами.

Третий шаг — вырабатывание нового поведения, формулирование новой цели. Хорошо, повторения такой ситуации я не хочу. Тогда что я хочу вместо этого? Что я могу для этого сделать? Как я пойму, что я это получил? Где, когда и с кем я этого хочу? Какие эффекты это привлечет в мою жизнь? Какие ресурсы мне для этого понадобятся? Какие препятствия могут возникнуть у меня на пути? Какие первые шаги для достижения цели я уже могу сделать? Если вы решились делать этот шаг, то ответьте на все вопросы — они составляют условия хорошо сформулированного результата. Каждый из них даст вам новый взгляд на заявленную цель.

7. В основе любого поведения лежит положительное намерение, оно связано с первоначальным окружением

Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим —
Кто было ничем, тот станет всем.

Для начала разберемся с первой частью пресуппозиции: в основе любого поведения лежит позитивное намерение. Да-да, даже самые ужасные и разрушительные действия совершаются с благими намерениями. В НЛП принято разделять поведение и намерение (действия и их смысл), с тем чтобы, сохраняя позитивное намерение, изменять поведение.

Послушаем объяснения самих виновников:

После операции хирург беседует с пациентом.
— Как вы себя чувствуете?
— Сейчас уже лучше, но в первое время у меня было такое ощущение, будто меня ударили поленом по голове.
— К сожалению, так оно и было. Когда вас привезли на операцию, у нас кончился наркоз.

Лорд играет свадьбу. После свадьбы гости-холостяки идут в публичный дом и застают там молодого мужа.
— Сэр, почему вы здесь, ведь у вас молодая красавица жена?
— Крошка так устала, что сразу же заснула. Стоило ли будить ее из-за каких-то нескольких фунтов?

Думаю, здесь вы легко смогли разобраться, где поведение, а где — позитивное намерение. Чуть-чуть сложнее отыскать позитив в этом анекдоте:

В ювелирный магазин вбегает парень, наставляет на продавца пистолет и говорит:
— Дай мне кольцо с драгоценным камнем и побыстрей!

Перепуганный продавец протягивает бандиту кольцо. Тот его критически осматривает и рявкает:
— Ты что мне даешь, идиот! Это же бриллиант! Дай мне что-нибудь подешевле, чтобы моя невеста поверила, что это кольцо я купил.

Еще одна классическая фраза: "Цель оправдывает средства". В связи с этим, немножко черного юмора:

В Голливуде один режиссер для сцены сражения пригласил десятитысячную массовку.
— Вы разорите меня! — стал кричать на него продюсер.
— Не беспокойтесь. Я приказал во время съемок стрелять настоящими снарядами.

— Дорогой, в газете пишут, что вдовы становятся хорошими женами…
— Выходит, мне надо повеситься, чтобы ты стала хорошей женой?

Артист пришел к директору цирка с двумя большими чемоданами и продемонстрировал свой номер. Раскрыв первый чемодан с кирпичами, он положил кирпич на голову, и ассистент разбил его кувалдой. Когда были перебиты все кирпичи, директор сказал:
— Я беру Вас. А что у Вас во втором чемодане?
— Анальгин.

Откуда при всей изначальной положительности намерения может взяться негативное поведение? Ответ мы находим во второй части пресуппозиции: позитивное намерение связано с первоначальным окружением. То есть когда-то в прежнем контексте это было самым уместным поведением, непосредственно реализующим позитивное намерение.

— Что у вас есть поесть?
— К сожалению, только гуляш.
— Но в меню значится целая дюжина блюд…
— Это для пробуждения аппетита.

Страницы: 1 2 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться