Ловушка ясности

Cейчас НЛП уже достаточно четко оформилось как школа и как метод. А потому возникает желание внимательнее присмотреться к тому, что оно может, а что нет. В чем его сильные и слабые стороны. Каковы возможные результаты и каковы опасности. К сожалению, большинство статей на эту тему носят полемический или рекламный характер. Но уже сам накал полемики показывает важность вопроса.

Как же характеризуют НЛП сами его основатели?

"НЛП для меня, как для одного из людей, создавших его — это искусство моделирования совершенства: выявлять людей, которые делают что-то очень хорошо, узнавать у них, как же они это делают, причем зачастую используя огромное количество бессознательных знаний и, в конце концов — создать четкую репрезентацию опыта, закодировав его и составив описание, понять, в чем же разница между возможностью делать что-то совершенно и делать то же самое обычным способом." (Дж. Гриндер)

Итак — "искусство моделирования совершенства". Выглядит очень заманчиво. И основные споры идут вокруг возможности его или невозможности, работает оно или не работает, а также вокруг различных этических вопросов, связанных с техниками НЛП. Подобные обсуждения и споры вполне понятны в отношении любого нового (и еще не испытанного долгой практикой) направления. Особенно если оно предлагает передать в ваши руки нечто, считавшееся ранее исключительно "даром Божьим", счастливым случаем или судьбой. А здесь просто — "взвесьте мне, пожалуйста, пару килограммчиков таланта…" Судить по результатам оказывается достаточно сложно, поскольку кратковременные результаты есть (и обнадеживают), но именно в силу своей кратковременности они представляют лишь относительный интерес. А с долговременными результатами и "отложенными эффектами" далеко не все ясно, прежде всего потому, что сам метод достаточно молод.

Что же нам остается? Следить за развитием событий и ждать проверки временем того, "чего еще никогда не было" (как порой утверждает реклама)? А действительно ли ничего подобного никогда не было? Хорошо ли мы присмотрелись к прошлому?

Тени прошлого

Обратим внимание на Париж 1532 года, где в стенах университета собирается группа студентов, позднее давшая начало ордену иезуитов, и где Игнатий Лойола создает свои "Духовные упражнения". Мало известная в широких кругах страница прошлого, которую порой достаточно сложно рассмотреть через занавес сплетен, окружающих историю ордена. Однако рассмотрим подробнее эти самые "Духовные упражнения" — текст, заложивший основу ордена. Вот мнение о них Генриха Бемера:

"…маленькая, совсем незаметная книга, которая, несмотря на свои небольшие размеры, принадлежит к числу книг, оказавших большое влияние на судьбу человечества, которая перепечатывалась бесчисленное количество раз и породила более 400 комментариев, основная книга иезуитов и в то же время резюме долгого внутреннего развития их учителя…"

И ведь действительно "резюме", а точнее — модель. Внимательно вчитываясь в текст "Упражнений", сильнее ощущаешь даже не аналогию, нет — читаешь описание чисто НЛП-шной модели, сделанное несколько другим языком. Она является таковой и по задачам и по средствам. Но надо сказать, что задачи Игнатий ставил достаточно глобальные — создать переносимую модель "идеального христианина", верующего, которой можно было бы обучать и достигать гарантированных результатов. То, что в качестве объекта моделирования Игнатий взял самого себя, вряд ли можно считать неожиданностью. Во все времена достаточно сложно оценить уровень чужой Веры, и чужого Понимания. Да и к тому же Игнатий действительно был верующим христианином. Нам сейчас интереснее методы, которые были использованы для формализации и перенесения полученной модели, а также некоторые результаты поставленного им над человечеством эксперимента.

Если переводить на современный язык, то основной рамкой "Духовных упражнений" являлся "импринт-метод", с некоторыми элементами "логических уровней", "личностной истории", "пороговых" и "субмодальных" техник… Более того, Игнатий позаботился даже о "поднятии" визуальной модальности до начала основной работы у тех, у кого она недостаточно тренирована:

"…Игнатий знал, что сила воображения оказывает такое воздействие на волю только в том случае, если видения самостоятельно возникают в сознании человека, или если, в случае искусственного привнесения их их извне, фантазия вынуждена воссоздавать их. Потому-то он и налагает на посвященного трудное обязательство создавать в самом себе […] определенные образы без использования каких-либо внешних средств. Однако Игнатий отдавал себе отчет в том, что очень немногие люди способны самостоятельно сделать это. […] Он предлагает неофиту сначала представить себе вполне реальную определенную местность, затем поместить в ней образы конкретных лиц и, наконец, проиграть целую драматическую сцену, то есть заставить говорить и действовать тех лиц, которых он видел. Но в то же время он советует не останавливаться слишком долго на композиции каждой картины…" (Г. Бемер "Иезуиты")

А дальше начинаются сами "упражнения", идут строго определенные цепочки образов, к которым в конкретные (описанные) моменты подключается звук или кинестетика. В тексте прослеживаются аналогии многих техник смены рамки и работы с линиями времени.

"…Он [выполняющий упражнения] внезапно возносится в самые высшие слои эфира. Отсюда, паря между небом и землей, он обозревает человечество во всем многообразии рас, нравов, условий жизни: здесь мир, там война; здесь рождение, там смерть; здесь слезы, там смех."

"…Пятое вечернее упражнение носит другой характер. […] перед взорами созерцающего открывается ад. […] Созерцающий видит, слышит, чувствует запах, вкушает ад, он переживает его всеми своими чувствами во всей его материальной реальности. Но созерцающий не одинок в этом […] путешествии: все время с ним рядом Христос." (Г.Б.)

Наверно можно было бы говорить о "неэкологичности" используемых Лойолой приемов. Однако и это не так. Неэкологичные изменения достаточно быстро были бы "отменены" бессознательным, а это противоречит целям Игнатия. Поэтому над всеми "упражнениями", занятиями и тренировками установлены правила проверки:

"Он определяет их ценность на основании вполне определенных критериев: 1) по действию, которое они оказывают на […] душу; 2) по внешним обстоятельствам, среди которых они происходят. Если за ними следуют томление и упадок сил, если они […] нарушают порядок дня или жизненные планы, он рассматривает их как искушение…"

"Из этого, сначала неопределенного, представления он скоро вывел очень важное правило поведения: отдаваться лишь тем планам, мыслям и чувствам, которые могут привести его душу в состояние длительного радостного напряжения." (Г.Б.)

И эти же правила действуют и в "Духовных упражнениях". Это не "проверка на экологию", как ее сейчас понимает НЛП, а проверка на ресурсность и эффективность. От проверки на экологию ее отделяет разница в некоторых базовых пресуппозициях (в частности — "о дружественной вселенной"). Ниже я остановлюсь на этом подробнее…

Уроки

Что мы имеем в результате? Получается, что Лойола создавал свой орден, применяя технологии, во многом подобные НЛП. При этом цели, преследуемые "Духовными упражнениями" рассчитывались весьма и весьма надолго — моделирование "идеального христианина" — как цель системы упражнений, а в программных целях самого ордена стояло ни много ни мало как "стать всем для всех и приобрести сердца всех". И четыре с половиной века существования ордена — достаточно долгий срок для проявления отдаленных последствий и побочных эффектов. Было бы большим расточительством игнорировать подобный урок.

Что мы можем сказать, глядя на историю ордена от его основания до современности? Даже данный пример (а он далеко не единственный) дает понять, что метод обучения через перенос моделей оказался достаточно эффективен при массовом применении. Достаточно, чтобы применяться даже во времена, когда орден и используемый им метод осуждался обществом. А ведь и НЛП применяют в наше время вне зависимости от того, нравятся нам или нет его результаты, и что мы по его поводу думаем…

Более того, существующие у некоторых НЛП-стов надежды на "встроенную экологичность" НЛП скорее всего иллюзорны. И что обычным образом понимаемая "экологичность" (как учет интересов ВСЕХ элементов системы) по меньшей мере не единственно возможный вариант. И НЛП-шные техники, построенные над другими базовыми пресуппозициями, могут оказаться столь же эффективными.

Это то, что мы можем вывести из истории расцвета ордена иезуитов… А какие уроки мы можем извлечь из периодов его упадка?

"Ордену ставили в вину, что среди огромного числа иезуитов, которых он так тщательно рекрутировал и так долго и интенсивно воспитывал, он не воспитал ни одного гениального человека. […] Этот упрек был предьявлен ордену уже в XVII веке, и списки великих иезуитских философов, ученых и писателей, составленные Черутти в "Апологии иезуитов", лишь подтверждает его справедливость. Наиболее замечательный проповедник и писатель, которого дал орден Франции, Бурдалу, является выдающимся психологом и логиком, но посредственным мыслителем. […] Общество Иисуса не создало ни великих мыслителей, ни великих художников, ни даже великих аскетов! Но разве для того оно было основано?" (Г. Моно)

Моно в этой цитате объясняет замеченную закономерность тем, что орден иезуитов был создан именно как религиозный орден. Но и он указывает на свое удивление тем фактом, что среди иезуитов не оказалось религиозных талантов. Хотя бы приблизительно того же уровня, как сам основатель ордена. Я склонен предполагать, что причина заключается не в целях, а в методе. В самом методе переноса способностей через моделирование. И если это так, то история ордена — серьезное предостережение для лихих НЛП-стов.

Когда человек развивает некую способность, реализует некий свой талант "с нуля", с самых простейших действий, с самых первых проб и ошибок, то к тому времени, когда он выходит на уровень "таланта", у него уже есть большой опыт "удержания курса в нештатных ситуациях". Он достаточно легко может сделать следующий шаг. Этот шаг не слишком отличается по сложности от предыдущих (для того, кто учился с нуля). И совсем другая ситуация возникает, когда человеку дан этот же самый навык, эта же способность в готовом виде — как модель. Он сам не создавал ее, он сразу оказался на этой высоте… но какова для него сложность следующего шага? (Представьте, что в некой компьютерной игре вы попали сразу на N-ный уровень…)

И это только одна сторона медали. Вторая же состоит в том, что при моделировании из первоначального навыка были удалены "лишние элементы", возникшие в ходе его формирования. Разумеется, модель работает и без них. Точно так же как выступы и утолщения на стволе лианы излишни в обычных условиях. Но эти выступы и утолщения могут прорезаться новыми корнями и побегами в нештатной ситуации. Оба эти эффекта приводят к тому, что человек получивший навык через НЛП-модель, сразу выходит на достаточно высокий уровень в соответствующей области, но порой замирает на нем, боясь сделать шаг в сторону. Поскольку в этой стороне лежит неожиданное и непредсказуемое, требующее изменения того, что он умеет, переработки, укоренения в новых местах. Кто-то сможет отложить в сторону готовый шаблон и, временно забыв все то, что он умеет, начать сначала. Сомневаться в каждом пункте своего навыка, пока не пройдет весь путь сам, используя модель только в качестве компаса. Но опыт ордена иезуитов показывает, что такие случаи крайне редки, и модель (любая — хоть "христианской веры", хоть "эффективности в социуме") очаровывает простотой получаемого результата.

Противоядие к такому эффекту я вижу пока только одно — наличие у человека некоего навыка работы с самими моделями. Навыка, отличного от создания или освоения их. Такого, который бы давал свободу от готовых решений, свободу от собственной эффективности. Навык быть дураком и начинать с нуля. Навык падать и подниматься, оставаясь живым и радостным. Я вижу этот навык у всех основателей НЛП. Но я не видел его ни в одном учебном курсе или программе НЛП-семинара. И до тех пор пока он там отсутствует, предостережение, которое являет собой история ордена иезуитов, остается актуальным.

02 апреля 2001

Зай



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться