Структура эмоций

Шесть основных эмоций. Фото с сайта elementy.ru

Шесть основных эмоций

В НЛП есть довольно много подходов и методик, которые позволяют контролировать состояние. Правда эмоции обычно не выделяются в какую-то отдельную специфическую группу. Мы же в этой статье хотим разобраться в структуре эмоций и немного подумать над тем, какие дополнительные инструменты даёт данная модель.

Схема факт – оценка – эмоция – поведение

Эмоция вытекает из оценки ситуации

  •  

    Не всякое состояние эмоция. Например: удовольствие, страх, радость, восторг, разочарование, интерес, счастье – это эмоции, а сон, сытость, жажда, опьянение, боль – нет
  • Есть довольно известная схема реакции человека: факт – оценка – эмоция – поведение. В ней предполагается, что эмоция напрямую вытекает из оценки ситуации. Ну если так, то хотелось бы выделить базовые характеристики этой самой оценки и как они влияют на последующие эмоции.

При этом эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Оценка же, скорее всего, в большей степени функция левого полушария и в меньшей степени задействуют тело, чем эмоции.

Функция эмоций

Эмоции выполняют сразу несколько функций.

Во-первых, они нас мотивируют. Положительные эмоции (радость, удовольствие, счастье) привлекают и поощряют нас на «правильное» действие, а отрицательные (страх, раздражение, горе) – наказывают за «неправильное» и отталкивают от него. В этом смысле эмоции нам дают необходимое топливо.

Во-вторых, эмоции дают нам доступ к определённым стратегиям поведения. Человек в злости будет действовать совсем не так, как в радости.

В-третьих, они сообщают определённую информацию. Например страх нам сообщает о том, что есть опасность и с ней можно справиться, счастье – что наши ценности удовлетворены, предвкушение ­– что желаемое событие точно произойдёт, раздражение сообщает о том, что ситуация развивается не так, как ожидалось, при чём в худшую сторону.

И в-четвёртых, эмоции крайне важны в коммуникации. Демонстрация эмоции сообщает окружающим об оценке ситуации, а это во многих случаях, намного важнее содержания.

Итак, что у нас получилось.

Структура эмоции

Мы выделили набор характеристик именно оценки ситуации, которых более-менее достаточно для описания большинства эмоций. Они будут проявляться и в эмоции, но несколько другим способом. Например, такой параметр оценки как «важность», в эмоции будет характеризовать «уровень эмоционального возбуждения», иногда называемые «уровень адреналина».

Знак оценки

Распределение эмоций по шкале оценки

Распределение эмоций по шкале оценки

Оценка ситуации может быть как положительной (хорошо, нравится), так нейтральной и отрицательной (плохо, не нравится). Соответственно и все эмоции можно разделить на

  • приятные (радость, счастье, восторг),

  • нейтральные (спокойствие)

  • неприятные (грусть, раздражение, страх).

Если у эмоции знак положительный, она нас мотивирует приближением (как будет хорошо, если это сделать), если отрицательный – мотивирует уклонением (как будет плохо, если этого не сделать).

Важность

Следующий крайне важный параметр – насколько важно событие, ценности какого уровня оно затрагивает. В эмоциях уровень важности будет проявляться в уровне эмоционального возбуждения (адреналина).

Для примера, можно построить цепочки изменения эмоции в зависимости от уровня важности ситуации

Изменение эмоции в зависимости от важности ситуации

Изменение эмоции в зависимости от важности ситуации

огорчение – раздражение – досада – злость – гнев – ярость

тревога – страх – ужас

одобрение – восхищение – восторг

радость – счастье – эйфория

Например,

  • радость сообщает нам о том, что произошло или произойдёт желаемое событие,

  • счастье – удовлетворены важные ценности,

  • эйфория – удовлетворены важные ценности даже больше, чем ожидалось.

Время события

Ситуация может располагаться в прошлом, происходить сейчас или только предполагаться в будущем. В соответствии с этим будут группироваться и эмоции:

  • ностальгия – было приятное событие или события в прошлом, и они не повторятся;

  • раздражение – ситуация развивается не соответствую ожиданиям (со знаком минус),

  • предвкушение – уверенность в том, что произойдёт приятное событие.

При этом часть эмоций «вневременные» - они могут быть связаны с ситуациями как в прошлом, так и в настоящем или будущем. Например, радость, счастье, сочувствие.

Распределение эмоций по шкале прошлое - настоящее - будещее

Распределение эмоций по шкале прошлое - настоящее - будещее

Уверенность

Следующая характеристика в большей степени связана с тем, что может произойти. Вернее, с уверенностью/сомнением в том, что данная ситуация произойдёт.

Характеристика уверенность - неуверенность относится к ожиданию ситуаций в будущем

Характеристика уверенность - неуверенность относится к ожиданию ситуаций в будущем

Ассоциация – диссоциация

Эта характеристика связана с тем, как именно человек воспринимает ситуацию: ассоциированно или диссоциированно.

Изменение эмоций в зависимости от ассоциированного или диссоциированного восприятия ситуации

Изменение эмоций в зависимости от ассоциированного или диссоциированного восприятия ситуации

Сводная таблица характеристик

Для удобства аналоговые характеристики (важность, знак, уверенность) можно обозначать в баллах. Мы будем брать от 0 до 10 условных единиц. Для знака от -10 до +10

  • Понятно, что эти значения очень условны и выражают представления о каждой эмоции авторов. Для себя вы можете составить свою собственную таблицу.

 

Знак

Важность

Время

Уверенность

Ассоциация

страх

-3 – -7

5-7

будущее

0-10

ассоциация

злость

-4 – -6

4-6

настоящее

ассоциация

испуг

-4 – -7

6-10

настоящее

ассоциация

ностальгия

+2 – +5

2-4

прошлое

диссоциация

нежность

+3 – +6

3-5

настоящее

ассоциация

умиление

+3 – +6

3-5

настоящее

диссоциация

надежда

+4 – +7

2-8

будущее

1-5

диссоциация

азарт

+7 – +10

7-10

будущее

3-9

ассоциация

Как это использовать

Нужно учитывать, что оценка, в большей степени, производится левым полушарием и в ней больше визуальной и аудиальной информации, эмоции в большей степени результат работы правого полушария и они намного более телесны. Определённые мета-ощущения могут быть и при оценке, но они намного слабее, чем при эмоциях.

Нужно понимать, что эмоция не существует «сама по себе» - она результат оценки определённой ситуации. И в первую очередь желательно осознать, к какой именно ситуации эмоция относится. Одно только определение ситуации уже может дать возможность контроля над своим состоянием.

Естественно, остаются все инструменты НЛП для управления состоянием:

  • добавить ресурсов в ситуацию при помощи якорей;

  • сделать субмодальный сдвиг, но при этом достаточно контролировать только 5 характеристик, а в большинстве случаев достаточно двух: знака и важности; при этом на уровне оценки ситуации это будут В и А субмодальности, на уровне эмоции – К субмодальности;

  • диссоциироваться от ситуации;

  • перенести ситуацию из настоящего в прошлое

  • сделать рефрейминг;

  • сделать переоценку критериев ситуации;

  • прошкалировать основные характеристики: знак, важность, при чем это можно сделать как для оценки, так и для эмоции;

  • использовать любые другие техники НЛП.

Любимов Александр и Любимова Лидия

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться