Что делать человеку с тысячью мыслей в голове

"Успех - это идея плюс воплощенный выбор. Оглянись вокруг: все, что ты видишь, к чему можешь прикоснуться руками, когда-то было лишь невидимой идеей, пока некто не   воплотил ее в жизнь."

Ричард и Лесли Бах "Единственная"

 

Вселенная делает ставки. И, как ни странно, отнюдь не на то, чью идею выбрать для воплощения, а совершенно наоборот - кто из "получивших" идею в виде мысли действительно воплотит ее в своей реальности! Как это? А вот как – каждый день тысячам людей приходят в голову различные идеи. Некоторые из них действительно на миллион долларов. Однако только единицы умеют "конвертировать" свои (а иногда и не свои) идеи в твердую валюту! 

Вселенной, по большому счету, все равно кто воплотит идею в реальность. Многовековая практика показывает – многие из тех, в чьи головы приходят по-настоящему гениальные идеи, так и остаются "сидеть на печи", и лишь некоторые идут и изобретают колесо, велосипед, электрическую лампочку или мобильный телефон.

Почему так происходит? Откуда берется энергия для воплощения идей? Откуда берутся сами идеи? И что делать, если у вас тысяча мыслей в голове и лишь сто рублей в кармане? Или наоборот – вы готовы действовать, воплощать, реализовывать, а подходящей идеи никак не придумывается? И вообще, что лучше – уметь воплощать или генерировать идеи? Давайте разбираться!

Недавно одна моя клиентка - генеральный директор санкт-петербурского филиала одной крупной московской фирмы, назовем ее Наталья, очень эмоционально спросила у меня:

              - Оксана, а как ты относишься к людям, которые пользуются чужими идеями? Тебя не злит, если кто-то выдал за свою не свою идею? Я устала объяснять людям, что нельзя - нельзя! - воровать чужие идеи!...

              - Почему? - тихо спросила я.

              - Как это почему!? Меня вот, например, страшно злит, когда кто-то ни слова не сказав, выдает мои идеи за свои, начинает делать то, что придумала я и самое возмутительное, что они "ставят под этим свою фамилию"!

Что я могла ответить в ответ на такой крик души: "Нет, меня это не злит" или  отшутится, сказав: "Я к ним не отношусь"? К тому же, я видела, что Наталья меня сейчас не поймет.

У меня самой тысячи мыслей в голове и я непрестанно ими делюсь с окружающими. Меня иногда трудно переслушать! И со временем я привыкла, что некоторые из этих идей воплощают мои подруги, другие идеи берут мои коллеги, третьи - клиенты. И в этом нет ничего страшного. Хотя я прекрасно понимала эмоцию Натальи и ее непонимание коллег.

Тогда я попыталась объяснить ей, что все люди разные и что одни полны идей, а другие не могут ничего придумать сами, зато у них большой созидательный потенциал, потому они воплощают зачастую подслушанные и подсмотренные идеи. С другой стороны, генераторам идей, полезно было бы научиться иногда останавливаться и воплощать в реальности то, что они "напридумали"! Ну, хотя бы малую толику своих идей переводить в состояние своих задач!

-         Да нет же! – распалялась она. – Не может такого быть, чтобы они сами ничего не могли придумать. Они просто думать не хотят! Пусть вот придумают и воплощают свои идеи. А мои не надо! Я свои буду сама воплощать, в конце концов!

-         И много ты "навоплощала"? – спросила я улыбнувшись. И тут же уточнила: - В процентах от придуманного!

-         Ну… процентов 5 наверное, – улыбнулась теперь уже и Наталья. Потом задумалась на секундочку и сказала: - Да, у меня жизни не хватит воплотить все, что в голове роиться и каждый день все прибывает и прибывает!!! А! Пусть воплощают! Вдруг, правда, сами не способны придумать ничего! Хотя, я в это все-таки не верю!

 

И тогда я взяла салфетку - мы сидели с Натальей в нашем любимом кафе - и расчертила ее на 4 квадрата:

       -   Смотри, - сказала я, - есть люди Инициативного типа, назовем их "Инициаторы". У таких людей очень хорошо развита способность придумывать различного рода идеи, у них всегда много планов, они о многом говорят, размышляя вслух. Они активны, часто шумны, веселы, открыты! Они часто бывают душой компании, они умеют создавать тесные отношения, хорошо ориентируются в быстро меняющихся жизненных обстоятельствах. Они любят праздники, шумные вечеринки, большие компании. Узнаешь? – подмигнула я Наталье.

        -  Да, уж! – улыбнулась она в ответ.
-  Есть люди Целенаправленного типа, - продолжила я. - Назовем их "Целенаправленными". Эти люди, в отличие от Инициаторов, больше делают, чем говорят! Они менее открыты. Очень ценят время. Не терпят "пустой болтовни". Их кредо: "Сказано - сделано!" Они даже могут восприниматься в коллективе как заносчивые, самовлюбленные, черствые и бесчувственные люди. Такие люди редко бывают "душой компании", зато они являются "двигателями прогресса".

Наталья внимательно смотрела то на меня, то на салфетку. Я видела как ей становиться легче от понимания того, как устроены мыслительные процессы разных людей. Ей многое становилось понятно про себя, а еще про других – еще бы, она же руководитель, ей просто жизненно важно понимать других людей глубже, чем мы часто себе можем позволить.

-         А еще есть "Эмоциональные" (люди ярко выраженного Эмоционального типа) и есть "Аналитики" (люди Аналитического склада ума), - я полностью "закрыла" все клетки.

Инициаторы

Эмоциональные

Целенаправленные

Аналитики

 

Эмоциональные отличаются тем, что ищут близких, теплых и долгосрочных взаимоотношений. Эти люди - хорошие слушатели. Они не жалеют времени на окружающих. Всячески  стараются вызвать ощущение комфорта у собеседника.  Эмоционалы воспринимаются окружающими как спокойные, симпатичные люди. Они стараются уменьшить любые трения во взаимоотношениях. В общении они, как правило, уступчивы и с легкостью отдают инициативу, не умеют отказывать и стремятся помочь. Даже в ущерб собственным желаниям.

Аналитики же, напротив, более склонны к "понятиям", нежели к "чувствам". А в отличие от быстродействующих Целенаправленных, Аналитикам характерно желание собрать больше фактов и мнений перед тем, как приступить к действию. Они продолжают сомневаться и собирать деловую информацию даже тогда, когда решение уже принято. Во взаимоотношениях они не идут на риск и не доверяют с легкостью. Аналитики не проявляют инициативу в создании взаимоотношений. Они готовы высказать свою точку зрения только после того, как убедятся, что для этого есть веские основания!

-         Уф! – сказала Наталья. – И как же их распознать?

-         Подожди. Об этом чуть позже. У каждой медали есть, как водится, 2 стороны. Давай сначала об этом.

При всей своей открытости и плодотворности на идеи, Инициаторы часто перепрыгивают с одного на другое, начав что-то одно, скоро переходят к другим делам, не закончив начатое. Выдвигают все новые и новые идеи, не успев обдумать прежние. Часто сломя голову бросаются в проекты. Инициаторам свойственно распыляться и бросать дела неоконченными.

А вот Целенаправленные, при всей своей способности доводить начатое до конца, при всей эффективности и работоспособности, не умеют выстраивать взаимоотношения с людьми. Для них главное – сделать! И у них даже мысли не возникает, что у тебя, как у автора воплощенной ими идеи, могут быть какие-то претензии и обиды. "Сделано же! Чего ты недовольна?2 Они могут даже давить и быть чрезмерно критичными по отношению к окружающим, когда дело касается выполнение планов и обязательств.

Теперь об Эмоциональных. Как ты думаешь, люди, которые все время уступают, стараются выглядеть милыми и дружелюбными в ущерб своим интересам, какие эмоции испытывают внутри?

Наталья быстро ощутила на себе эти эмоции, и на ее лице отобразилась усталость, смешанная с  грустью и недовольством.

-         Это должно быть очень некомфортно, долго находится в таком положении, - резюмировала она.

-         Да, - ответила я. – И еще более неприятно то, что окружающими такое уступчивое поведение может восприниматься как безыдейность, не готовность занять четкую позицию, слабость, отсутствие собственного мнения и мотивации.

-         Так может поувольнять тогда всех Эмоционалов?!

-         Тогда ты останешься без коллектива! Именно люди Эмоционального типа способны создать из группы людей, работающих в одном месте – коллектив! Именно они заботятся о взаимоотношениях внутри и являются проводниками многих теплых чувств людей друг к другу, - тут я пока промолчала про то, что свойства эмоционально типа очень характерны самой Наталье.

-         А Аналитики?

  -         Аналитики боятся ошибиться и не терпят ошибок других. И хотя Аналитики избегают конфликтов, доками во взаимоотношениях с живыми людьми их трудно назвать. Они предпочитают цифры, факты, сбор и анализ информации живому человеческому общению. Они скорее "спросят у Яндекса", чем у соседа по кабинету. Для эффективности этим людям как раз не хватает умения расслабляться и быть менее серьезными. Они часто пугают людей своей необщительностью и маниакальным желанием докопаться. До чего? Ну, до истины, разумеется!

 -         Это ж как в мультике "либо кружечка, либо дудочка"!

-         Ну, не совсем так. Ты знаешь, я как тренер и коуч, каждый день встречаюсь и общаюсь с очень разными людьми – индивидуально и в группах, по работе и в личном контексте. По роду моей деятельности люди часто приходят ко мне именно за изменениями. Они могут не знать к какому типу они относятся по той или иной типологии. Да, кстати, хочу сразу отметить, что названия – ИНИЦИТОР, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И АНАЛИТИК, хорошо отражают суть типажа, но все-таки не стоит слишком полагаться на буквальный смысл этих слов. Описанные мною типажи могут напоминать другие классификации, используемые при изучении характеров. Каждая классификация обязательно имеет свои особенности, и в то же время перекликается с другими типологиями. И отнюдь их не опровергает, а скорее дополняет, подавая материал с новыми фокусами внимания.

-         Ну, это понятно.

-         Итак, хорошая новость - опыт показывает, что "все это лечится"! Как? По-разному – к изменениям иногда ведет смена рода деятельности, или изменение социального статуса, обучение, тренинги личностного роста. Лично я при смене деятельности с финансово-аналитической на тренерско-консультационную явно изменила подтип с аналитического на целенаправленный, оставаясь при этом ярко выраженным инициатором.

-         Как это? Вот я сейчас запуталась! – прервала меня клиентка. - Так ты Инициатор, Аналитик или Целенаправленный?

-         Да! Правильно! Я забыла отметить, что кроме основного типа, то есть более ярко выраженных черт, у человека может проявляться подтип – менее выраженные свойства другого типа. И, как правило, основной тип человека не меняется всю жизнь, а вот подтип можно менять и развивать именно те качества, которые так необходимы в текущих обстоятельствах. Например, Инициатору может недоставать умения Аналитика основывать свои решения на фактах; Аналитику, может быть, стоит поучиться у Эмоционального выстраивать отношения с людьми; Эмоциональному же полезным будет научиться отстаивать свои интересы, как это делают Целенаправленные, а Целенаправленным почаще "освежать" свою деятельность новыми идеями и современными веяниями, что очень хорошо получается у Инициаторов и т.д.

-         Так! Стоп! Давай еще раз. Я правильно понимаю, что людей условно можно подразделить на четыре типа – ИНИЦИТОР, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И АНАЛИТИК. И ты обещала научить меня как их распознавать?

-         Да!

-         Я так же поняла, что в чистом виде выделить какой-то один тип в характере человека практически невозможно, да?

-         Да! Есть ведущий тип, а есть подтип, то есть свойства менее выраженные, чем у основного типа.

-         И подтипов может быть одновременно несколько?

-         Нет! Подтип у человека, так же как и тип, может быть только один в один временной промежуток или в отдельно взятом контексте. Бывает так, что ведущий тип у человека Целенаправленный, но на работе он проявляет подтип Аналитик, а в семье Инициатор.

-         И подтип может меняться?

-         Да! В результате обучения. Всегда. Обучение по сути и есть изменение. Можно сказать Обучение = Изменение. А вот осознанное или нет это уже решает сам человек!

-         А как? Как менять подтип? Я вот уже отчетливо вижу, чему бы я поучилась у других типов. Как развивать те качества, которых недостает лично мне, например, и, конечно же, как мне развивать качества моих подчиненных, если я вижу, что им это необходимо для работы?

-         Давай вот что мы с тобой сделаем. У нас получился очень интересный и содержательный разговор, и я подумала, что не только нам с тобой он может быть полезен. Поэтому мне пришла в голову гениальная идея (я же Инициатор, как иначе может быть?!) – а напишу-ка я статью на эту тему и уже в статье подробно изложу свои предложения, как можно развивать в себе те или иные качества, подчеркивая и доращивая позитивные свойства характера и нивелируя отрицательные черты. Договорились? А ссылку на статью я тебе скину, как только ее опубликуют. ОК?

-         Супер!

И мы продолжили пить чай, обсуждая различные особенности характеров конкретных людей. Наталья, как вы уже наверняка заметили, ярчайший представитель Инициатора с подтипом Эмоционального. А я, как уже говорила, была в бытность свою финансистом – Инициатором-Аналитиком. Сейчас Инициатор-Целенаправленный. И работаю в направлении усиления черт Эмоционального– в некоторых контекстах именно он играет ведущую роль!

Итак. Как же развивать те или иные свойства, необходимые нам для достижения наших заветных целей? Например, как научиться реализовывать свои идеи и грандиозные планы на практике, чтобы Вселенная могла и на нас сделать ставку?

Итак. Как же развивать те или иные свойства, необходимые нам для достижения наших заветных целей?
Например, как научиться реализовывать свои идеи и грандиозные планы на практике, чтобы Вселенная могла и на нас сделать ставку?

Способов действительно много. Изменения подтипов, а иногда даже и типов происходят, как я уже сказала, всегда в результате обучения. Однако обучение бывает разное: например жизненный опыт – это постепенное обучение и плавные изменения с течением времени и развития нас как личностей; более быстрые изменения – смена социального статуса (женились, развелись, стали родителями, стали старшими в семье и т.д.) или смена места работы; еще более быстрые изменения – целенаправленное обучение: повышение квалификации, обучение на тренингах по прикладной психологии (типа "НЛП-Практик" или "НЛП-Мастер", или "Коучинг", или "Системные расстановки" и т.д.), а также тренинги личностного роста и трансформационных изменений. Так что, если вы узнали в описаниях себя и хотели бы научиться еще и "как тот парень", то дело остается за вами: сейчас огромный выбор различного обучения - выберите то, что подходит в большей степени лично вам. И вперед!
Теперь пару слов о причинах формирования таких разных характерных особенностей человеческого мышления. У всего есть и причина и следствие. И причин тоже много, как и способов для изменения. Тут и влияние социума, в котором рос и развивался человек, и семьи, и личные особенности человека (в том числе и физические). Однако, я позволю себе в этой статье слегка коснуться лишь тех из них, что подробно изучаются, исследуются на практике и развиваются в НЛП.

Например, мы можем говорить, что характеры формируются исходя, в том числе, из тех возможностей и ограничений, которые накладывают на восприятие человеком внешнего мира сенсорные репрезентативные системы (а попросту, исходя из особенностей восприятия каждым типом окружающего мира). Мы выделяем три сенсорные репрезентативные и одну репрезентативную системы.
В НЛП их называют:

-         ВИЗУАЛЬНАЯ сенсорная репрезентативная система

-         АУДИАЛЬНАЯ сенсорная репрезентативная система

-         КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ сенсорная репрезентативная система (к ней так же относят олфакторную и густаторную – то есть запахи и вкусы)

-         и ДИГИТАЛЬНАЯ (оценочная) репрезентативная система (от англ. слова "digital" - цифровой). То есть сенсора у нас такого нет, а вот обрабатываем мы информацию в том числе и с помощью оценки.

Замечено, что обычно у человека явно преобладает какая-то одна из указанный систем в восприятии окружающего мира и в обработке полученных "через глаза, уши и ощущения" данных. И ее принято называть ВЕДУЩЕЙ системой. Собственно, уже само это накладывает ограничения и искажает информацию, получаемую нами из внешнего мира: кто-то, выйдя с тренинга, выскажется так: "Класс! Столько ярких идей, столько иллюстрационного материала, такой красивый почерк у тренера!"
Другой отменит, что "Тренер очень хорошо работал с голосом – интонировал, удачно делал паузы, и самое важное выделял особенным образом, так что невозможно ничего упустить!"

Третий же отметит "удобство стульев, качественный раздаточный материал, и приятную атмосферу, которая царила во время тренинга между людьми! Да и тренер чувствуется хороший человек!"

Ну, а кто-то скажет: "Было много полезного материала. Есть над чем поработать дома – материал хорошо скомпонован и наполнен важными данными. Так что деньги вложены не зря!2

Никого не узнаете?

Давайте проведем параллели: Итак, какая ведущая сенсорная репрезентативная система у ИНИЦИАТОРА? Ответ: ВИЗУАЛЬНАЯ. У ЭМОЦИОНАЛЬНОГО – КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ. У АНАЛИТИКА – ДИГИТАЛЬНАЯ. А у ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО – хочу обратить ваше внимание так называемая "синестезия" – преобладание двух систем одновременно АУДИАЛЬНОЙ и КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ.

И если мы говорим о развитии или о "доращивании" необходимых нам навыков и свойств характера, то ответ на вопрос "Как это сделать?" напрашивается сам собой – например, развивать свои сенсорные репрезентативные системы и учиться пользоваться одновременно всеми четырьмя! Именно эта особенность выделяет наиболее успешных писателей, политиков, бизнесменов, людей успешных в личной жизни – они в равной степени используют все системы восприятия, легко переключаясь между ними или обращаясь сразу ко всем (это тоже называется "синестезия").

Интересно? Я не сомневаюсь! Конечно же, это не исчерпывающая информация по теме, более подробно мы разбираем эти темы буквально на первых же занятиях курса "НЛП-Практик". Тема сенсорных систем и развития сенсорной остроты бесценна в вопросах понимания других людей, умения замечать и подмечать тончайшие нюансы в коммуникации, их настроениях, их желаниях, свойствах их характеров.

И это не единственный способ развития новых навыков и качеств, которые вы хотели бы сделать своими.

Вот (для аналитиков) краткая таблица данных по рассмотренным нами типам характеров:

     Тип

Ведущая сенсорная система

Что хорошо

+

Что развивать

+

Как привести к наилучшим результатам?

Как вернуть хорошее настроение?

ИНИЦИАТОР

Визуальная

·          Энтузиазм

·          Заражающее вдохновение

·          Умение отдыхать и получать удовольствия

·          Умение организовывать отдых и вовлекать других

·          Умение создавать тесные отношения

·          Энергичность

·          Способность быстро ориентироваться в жизненных обстоятельствах

·          Способность «двигать» проекты, увлекать за собой

·          Реализовывать планы и доводить начатое до конца

·          Быть более сдержанными

·          Быть более постоянными в решениях

·          Меньше действий «напоказ»

·          Учиться хвалить себя самостоятельно

·          Не искать признания

·          Реальнее оценивать ситуации

 

Выражать одобрение, хвалить, открытые комплименты (не о чем-то конкретном, а «вообще»)

Оказывать давление в контексте выполнения обязательств

Заземлять (мечты переводить в цели)

Переключить на новую идею

 

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ

Аудиально / Кинестетическая

·          Активность

·          Целеустремленность

·          Независимость

·          Уверенность в себе

·          Эффективность

·          Рассудительность

·          Организованность

·          Немедленное реагирование в любой ситуации

·          Способность принять любой выбор

·          Умение достигать результаты

·          Гибкость и принятие чужого мнения

·          Признание важности чужих целей

·          Уважение чужих идей

·          Больше участвовать в общении коллектива

·          Обращать внимание на чувства и желания других людей

·          Умение соглашаться, искать компромиссы

·          Умение снижать контроль

·          Делегирование

 

Дать новую задачу. Уточнить текущие задачи.

Переключить на новую задачу

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

Кинестетическая

·          Умение вызывать симпатию

·          Деликатность

·          Умение ублажить

·          Умение сглаживать «острые углы»

·          Умение хорошо слушать

·          Умение уделять время и внимание другим

Страницы: 1 2 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться