Любимов Александр "Бессмысленные ценности"

Однажды я обратил внимание на интересную вещь: все вопросы на выяснение намерения можно разбить на две группы. В первой будут те, что выясняют значение и смысл:

- Зачем тебе это нужно?- Какой тебе в этом смысл?- Что это тебе дает?

Зато другая часть просто помогает выявить более важное намерение:

- Что для тебя более важно, чем это?- Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

И задался вопросом, а есть ли в этом какой-то великий смысл? Или это просто небольшое забавное наблюдение, не имеющее практического смысла. Но так как это НЛП, всё ведь можно вполне сенсорно проверить.

И я приступил к исследованию. Начал, естественно, с себя. Потом распространил на знакомых и предложил поиграться с этим участников тренингов. Что выяснилось.

Если задавать человеку только вопросы о смысле, он доходит до какого-то намерения и зависает. Не может определить, какое значение у этого намерения, и часто сообщает, что это «важно само по себе». Если же он думает об ценности, стоящей за этим намерением (а намерение – это просто потребность удовлетворить какую-то ценность), то у него будут наблюдаться характерные невербальные реакции: более глубокое и расслабленное дыхание, низкий тонус мышц, расфокусированный зрачёк. Понятно, что признаки трансового состояния, но очень даже комфортного трансового состояния. И эти невербальные признаки довольно сильно отличаются от тех, которые возникают если человек думает о ценностях, которые имеют смысл.

Отлично, эти самые ценности, которые «важны сами по себе» можно назвать «бессмысленными» - во-первых, потому что такое название довольно хорошо их характеризует, а во-вторых не менее хорошо запоминается в связи с игрой смыслов, столь любимой в НЛП.

А что же другая группа вопросов, о важности? Если задавать только их, зависаний обычно не происходит. Хотя во многих случаях поиск «чего-то более важного» может занять довольно много времени. При этом «более важное» может быть смыслом предыдущей ценности, а может и не быть. Соответственно при помощи этих вопросов можно найти что-то более важное, чем «бессмысленная» ценность – перескочить на другую цепочку смыслов.

После я поискал, кто что ёще по этому поводу думает. Во-первых, есть довольно идея о ценностях-целях и ценностях-средствах, которую можно даже назвать традиционной. Ценности-цели более-менее соответствуют «бессмысленным ценностям» и являются «конечными». Ценности-средства, как уже понятно, служат для достижения ценностей-целей.

Во-вторых, нашёлся довольно популярный тест ценностных ориентация американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это как раз наука о ценностях). Он не только делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства), но и предлагает метод их определения. Названия мне так понравились, что я дальше буду их использовать.

  • Правда, в тесте терминальные и инструментальные ценности заданы изначально, что явно не по НЛПерски.

В-третьих, в НЛП есть модель достопочтимых Тамары и Коннирэ Андреас, о «сущностных» состояниях, которые фактически являются «бессмысленными» ценностями, но такими, для которых нет и ничего более важного. То есть человек не только не может найти ответ на вопрос: «Зачем это нужно?», - но так же и на вопрос: «Что для тебя более важно, чем это?». Конец пути, ценность ценностей и смысл смыслов.

Краткие выводы

  • Ценности можно разделить на ценности-цели (терминальные, «бессмысленные» ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности).

  • Ценности-цели (терминальные, «бессмысленные» ценности) выстраиваются в иерархию по важности, на вершине которой находится "нахождение (доступ, обладание) сущностным состоянием".

  • Эти самые «бессмысленные» ценности довольно легко калибруются.

Как определить

Поиск терминальной ценности

Для начала можно просто попробовать найти хотя бы одну терминальную ценность. Конечно, делать это удобнее в парах Оператор – Клиент, но можно и самостоятельно. В последнем случае просто надо быть более внимательным и тщательно калибровать собственное состояние. Способ вполне привычный, по крайней мере тем, кто хоть немного знаком с НЛП. Это обычное выявление цепочки намерений, какое используется, например в технике «Интеграция конфликтующих частей» или в «Сущностных состояниях». Единственное изменение – вы задаёте вопросы только на выявление смысла.

Вопросы на выявление смысла

- Что это тебе дает?- Зачем тебе это нужно?- Какой для тебя в этом смысл?- Для чего ты это делаешь?

Начинать можно практически с любого поведения. Начинаете выяснять, зачем человек (или вы сами – если работаете самостоятельно) это делает. Получив ответ, спрашиваете ещё раз, но уже про полученный результат. Продолжаете до тех пор, пока смысла у ценности не будет – она будет важна сама по себе.

Признаки терминальной ценности

  • Человек не может (состояние "удивления" - там вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния "значение есть - найти не могу") найти ответа на вопросы:- Зачем тебе это нужно?- Что это для тебя обозначает?

  • Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность "важна сама по себе".

- Выбери какое-то поведение.

- Чищу зубы по утрам.

- Для чего ты это делаешь?

- Зубы будут чистыми и не будет кариеса.

- Что это тебе даст?

- Привлекательность.

- Зачем тебе привлекательность?

- Чтобы нравиться?

- Зачем тебе нравиться?

- Чтобы любили?

- Зачем тебе, чтобы тебя любили?

- Ни для чего. Чтобы любили…

- Чтобы любили, важно само по себе?

- Да, вполне.

- Представь, что тебя любят. Что ты при этом испытываешь?

- Подъём. Радость. Счастье… Трудно описать.

В данном примере "любили" – терминальная ценность.

В процессе очень внимательно калибруйте невербальные признаки инструментальных и терминальных ценностей. Как внешние, так и внутренние.

Конкретизация ценностей

Ценности – штуки довольно абстрактные, несмотря на то, что внутри человека ценностиобычно представлены достаточно сенсорно: в виде образов, чувств, звуков, но наружу обычно выдаются только словесные обозначения. При этом большинство людей с трудом сможет объяснить, что такое «счастье», «справедливость», «свобода». Именно объяснить, а не рассказать о том, как они узнают о их реализации. Так что иногда полезно конкретизировать слово или фразу, описывающие ценность, для чего в НЛП есть такой удобный и популярный инструмент, как мета-модель.

Полезно это может быть в тех случаях, когда одним и тем же словом называют разные ценности. Например, строите карту ценностей, и вдруг обнаруживаете «любовь» в разных местах и с разным уровнем важности. При этом человек очень конгруэнтно утверждает, что ценности разные и обозначают разные вещи.

Итак, «любовь»: здесь номинализация и утеряны субъект и объект. Собственно, такая конструкция характерна для большинства ценностей. Так что номинализацию превращаем в глагол и восстанавливаем субъект и объект.

- Для чего тебе отношения?

- Это даёт любовь.

- Что такое для тебя любовь?

- Любовь… это… ну когда люди…

- Кто кого любит?

- Я люблю жену.

Здесь «любовь» раскрывается как: «Я люблю жену». Но в другом случае это может быть и: «Меня любит жена», «Мы с женой друг друга любим», «Мир любит меня», «Люди любят друг друга». Одна и то же слово может обозначать множество обобщений разного уровня важности. Согласитесь, что «Я люблю жену» и «Мир любит меня» несколько разные вещи и по смыслу и по значимости.

Хорошо, какая у нас задача при выявлении терминальных ценностей? Например: выявить терминальную ценность, конкретизировать (именно её) для человека и найти более эффективные способы её достижения. Конечно, можно конкретизировать каждую ценность в цепочке, но даст ли нам это дополнительную полезную информацию? Поможет ли в данном конкретном случае более эффективно достигнуть цели? Скорее всего нет. А времени и сил уйдёт много. Другое дело - работа с терминальной ценностью в данном контексте. Мы её конкретизируем, но всё-равно до определённого предела (при чем это задаётся для определённого контекста - в другом контексте результат может быть несколько другой).- Свобода.- Кто от чего или кого свободен?- Я свободен от мнения других людей?- Каких конкретно людей?- Любых.- То есть всех-всех-всех?- Да.- Например.- Моя тёща, мой начальник, любой человек с улицы, вьетнамский крестьянин.

Здесь квантор общности «любых» действительно определяет ситуацию – в этом обобщении исключений нет. Ну так человек думает. Насколько это эффективно и полезно - это другой вопрос.

Понятно, что такую абстракцию, как ценность, можно конкретизировать долго и упорно. Но помните, что конкретизация не самоцель, а инструмент, который позволяет, в данном случае, лучше разобраться в себе Клиенту и понять, что имеет в виду Клиент, Оператору.

Что ещё можно сделать - это выявить систему убеждений относительно этой ценности. Это уже не мета-модель, но тоже полезно. Тогда мы получим:- представления Клиента о том, каким способом можно достигнуть этой ценности?- как он узнает (желательно, сенсорно) о том, что у него есть "свобода от мнения окружающих"?- что будет после того, как он станет "свободен от мнения окружающих"?- критерии соответствия - что такое "быть свободным"? Чем отличается, например, от "быть независимым" или "быть самостоятельным"?и т.д.

Для выявления системы убеждений в данном случае можно было бы позадавать такие вопросы:

- Что нужно сделать, для того, чтобы стать свободным? [убеждение о причине]- Что будет после того, как ты станешь свободным? [убеждение о следствии]- Как ты узнаешь, что стал свободным? [убеждение о критериях]- Что такое для тебя «быть свободным»? [убеждение о соответствии, определение]

Для примера, могу предложить транскрипт диалога с воображаемым Клиентом, с некоторым количеством объяснений.

- Зачем тебе быть свободным?- Чтобы быть независимым.- Зачем тебе быть независимым.- Ну... Чтобы быть назависимым.- И что это тебе даст?- Я... буду независимым. [восстановлен субъект]- Быть независимым - это важно само по себе?- Да.- А может всё-таки есть что-то, что это тебе даёт?- Нет. Точно нет. [скорее всего, "быть независимым" - терминальная ценность]- А быть независимым от кого или чего? [восстанавливаем объект]- Быть независимым от чужого мнения.- Чьего мнения?- Других людей.- Каких именно людей?- Любых. - Что всех-всех-всех? [проверяем правильно использования квантора общности «любых»]- Да.- А что это такое - быть независимым от людей?- Это когда ты принимаешь решения самостоятельно. Можешь сам сделать свой выбор. [выявление убеждения о соответствии, определение]- Что важнее - принимать решения самостоятельно или быть независимым? [проверка уровней важности]- Это одно и то же - принимать решения самостоятельно и быть независимым.- А как ты узнаешь, что ты стал независимым? [выявление убеждение о критериях]- Ну, например, когда я сам куплю себе вещь, которая нравится мне, несмотря на то что продавцы и жена будут советовать что-то свое.- А если жена будет советовать то, что тебе нравится?- Я куплю это. Но не потому, что советует жена, а потому, что это нравится мне. - Какие будут последствия того, что ты станешь независимым от чужого мнения? [выявление убеждение о следствии]- Ну, у меня изменятся взаимоотношения с женой. Я стану более самостоятельным. Возможно, кому-то не понравится - раньше делал, что говорили, а теперь думает. Да много чего ещё. - А что нужно сделать, чтобы стать независимым от чужого мнения? [выявление убеждение о причине]- Стать свободным. [причина]- А если ты станешь независимым от чужого мнения целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему? [выявление ценности более высокого уровня]- К гармонии.

- В моем понимании, уже в этом примере "быть независимым от мнения жены" нужно чтобы "покупать себе вещи, которые нравятся мне". Как это можно проверить? Это проверяется вопросами:- То есть «быть независимым от мнения жены» нужно для того, чтобы «покупать себе вещи, которые нравятся мне»?- Что важнее: «покупать себе вещи, которые нравятся мне» или «быть независимым от мнения жены»?При ответе на последний вопрос можно использовать «взвешивание критериев».Соответственно, если мы получаем конгруэнтное «ДА» на первый вопрос или что «быть независимым от мнения жены» менее важно чем «быть независимым от мнения жены», то «быть независимым от мнения жены» не является терминальной ценностью.

Построение карты ценностей

Начинаете вы как в предыдущем варианте, но после нахождения терминальной ценности, начинаете задавать вопросы на поиск «более важного».

Вопросы на выявление «более важного».

- Что для тебя более важно, чем это?

- Есть для тебя что-то более важное, чем это? - Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

После того, как перейдёте на другую ценностную цепочку, снова начинаете задавать вопросы на поиск смысла. До тех пор, пока не найдёте следующую терминальную ценность. Всё это продолжаете до тех пор, пока не дойдёте до терминальной ценности, для которой к тому же не будет ничего более важного. По идее это должно быть сущностное состояние, заодно и проверите эту идею.

Закончив, выбираете другое поведение или ценность, и повторяете процесс. На выходе должна получиться карта ценностей.

- Для начала, выбери что-то, что ты делаешь.

- Например, я катаюсь на велосипеде.

- А зачем ты это делаешь?

- Это спорт.

- А зачем тебе заниматься спортом?

- Для здоровья.

- Какой смысл в здоровье?

- Здоровье – для того, чтобы чувствовать себя хорошо.

- Зачем тебе себя хорошо чувствовать?

- Ну как. Хорошо чувствовать себя важно.

- Это несомненно важно. Но какой для тебя в этом смысл?

- Это даёт комфорт.

- А зачем тебе комфорт?

- Зачем комфорт? Комфорт сам по себе важен.

- Хорошо. А если у тебя будет полный комфорт, к чему ты будешь стремиться следующему?

- Ну, например к свободе.

- А что тебе даст свобода?

- Свобода даст счастье.

- Зачем тебе счастье?

- Счастье даёт внутреннюю гармонию.

- А что тебе даст внутренняя гармония?

- Внутренняя гармония? Да ничего не даст.

- Внутренняя гармония важна сама по себе?

- Да, вполне.

- А что для тебя более важно, чем внутренняя гармония?

- Это… Я бы назвал это единением. Единение с собой и миром.

- Что тебе даст единение?

- Ничего. Оно вполне такое самодостаточное.

- Есть ли что-то для тебя, более важное чем единение?

- Вроде как нет.

- Хорошо, если ты получишь единение с собой и миром целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

- Не знаю. Ни к чему. Ничего более важного просто нет.

- Представь, что у тебя есть единение с собой и миром. Что ты чувствуешь?

- Это… Как полёт. Я как будто в чём-то растворяюсь и лечу.

Карта ценностей

Карта ценностей

Карточки

Ещё один способ, более удобный для самостоятельного использования. Составляете список ценностей, а потом пишите каждую на карточке. Потом выкладываете карточки по уровню важности.

  • Понятно, что можно для этих целей воспользоваться компьютером. Но, на мой взгляд с карточками, более кинестетично.

Для каждой ценности задаёте вопросы:

- Имеет ли это смысл?

- Это для чего-то нужно?

- Это важно само по себе?

Калибровка – конгруэнтное «Да» - «Нет». Ну то есть если на вопрос: «Это важно само по себе», - вы получаете конгруэнтное «Да», то это – терминальная ценность. Если не конгруэтное «Да» или «Нет», задаёте ещё вопросы, в том числе и на смысл. Если конгруэнтное «Нет», то тоже всё понятно – это инструментальная ценность.

Картирование ценностей при помощи карточек

Картирование ценностей при помощи карточек

Использование

Итак, терминальные, а так же инструментальные ценности найдены и встаёт важный вопрос, что с этим можно сделать. Мы из выяснили и откалибровали, выяснили что «счастье», «комфорт», «единение» и «гармония» терминальные ценности, а «свобода», «достаток», «радость» - инструментальные. Получили это высокое осознание. И что?

Для многих понимание структуры собственного внутреннего мира может быть важно само по себе. Терминальная ценность, так сказать. Мне лично просто интересно, что для меня ценность-цель, а что только средство. Но кроме осознания могу предложить несколько конкретных вариантов использования – придать смысл, так сказать. При чём есть как «теоретические» последствия, так и практические.

Теоретические последствия

  • По-видимому, можно более четко разделить ценности и критерии. На данный момент это разделение несколько путанное.

  • Модель сущностных состояний требует некоторой доработки. Есть ряд ценностей, которые важны для человека в любом случае. То есть, если у него есть доступ только к сущностным состояниям – этого мало. Ему будет требоваться удовлетворить и все остальные терминальные ценности. Хотя, вероятно, ценность достижения сущностного состояния для многих будет приорететной.

  • Более-менее понятно, почему в одних случаях человек может найти значение для ценности, а в других - только более важную ценность. Все терминальные ценности требуют удовлетворения. Их уровень важности – это только вопрос личных приоритетов человека. При этом нет некой «абсолютной» ценности, удовлетворив которую можно больше ничего не делать.Это для меня было неким инсайтом относительно сущностных состояний. Вроде как добираешься до сущностного состояния, можешь его контролировать и находиться в нём … но только некоторое время. Потом выкидывает. Потому как нужно много чего ещё.

Практические плюсы

  • При определении целей можно пройтись по цепочке значений до терминальной ценности. Это, собственно, и будет конечная цель в данном контексте. Все остальное только способы достижения. Соответственно, определение бессмысленных ценностей может дать большую гибкость как в постановке целей, так и большую гибкость в способах достижения.

  • Переговоры: скорее всего именно терминальные ценности важны для определения желания клиента, а так же их критерии.

  • Собственно, при исследовании вторичных выгод простраиваются только цепочки до бессмысленных ценностей. Остальные ценности в данном контексте большого смысла, по-видимому, не имеют.

  • Терапия. Получаем подходы: А. Берем нежелательное поведение – определяем цепочку намерений до терминальной ценности. Основываясь на терминальной ценности ищем новые способы ее достижения.Б. Берем нежелательное поведение – определяем цепочку намерений до терминальной ценности. Определяем критерии ее удовлетворения. С ними можно поиграться как с любой другой системой убеждений о критериях. Терминальные ценности помогут отрабатывать только "имеющие смысл"

       

Ну и несколько идей для практического применения.

Гибкость на уровне средств

Гибкость на уровне средств предполагает, что мы можем выбирать различные способы достижения наших целей. В данном случае это означает, что инструментальные ценности можно легко менять, потому как они, как и явствует из названия, только инструменты. К ним можно не привязываться и искать другие способы достижения терминальных ценностей, которые как раз важны сами по себе. Сделать это можно и просто посидев поразмышляв на эту тему, убирая или добавляя инструментальные ценности. Что-то вроде «Генератора нового поведения», но только на более высоком уровне. Для более кинестетичных граждан можно поиграться с карточками ценностей, выкладывая различные новые пасьянсы.

Целепостановка

Ещё в чём может помочь знание собственных терминальных ценностей – это определение целей. Вернее даже не определение целей, а выстраивание их по степени значимости. За основу взято довольно старое упражнение «Выравнивание списка актуальных целей».

Итак, перед вами таблица. Для начала определите актуальный контекст: работа, семья, отдых, здоровье и т.д.

Далее, в столбце «терминальные ценности» вы пишите терминальные ценности для данного контекста.

В столбце «цели и задачи», естественно важные цели и задачи и тоже для данного контекста.

В столбце «цели и ценности» вы ставите число от 0 до 10 (по числу строк – со сколькими ценностями и целями вы работаете, если строк 7 – значит числа от 0 до 7, если 28 – значит от 0 до 28). Число обозначает следующее: если я достигну данной цели, то сколько терминальных ценностей из списка я смогу удовлетворить.

В следующем столбце «цели и цели» я тоже пишу число, которое обозначает: какому количеству целей из списка поможет достижение этой цели. Как вы понимаете, максимальная оценка здесь на один меньше, чем число целей, минимальная как и прежде 0.

В последнем столбце «сумма» вы подводите итог – складываете значения из двух предыдущих столбцов.

В общем, такая маленькая домашняя бухгалтерия. На выходе вы сможете подвести дебет и кредит ценностей и целей и понять, куда вкладываться выгоднее – чем больше число в сумме, тем большая отдача от достижения данной цели.

Например, контекст «работа»

терминальныеценности

цели и задачи

цели и ценности

цели и цели

сумма

1

уважение

Заключить договор с ООО «ААА Инвест»

7

1

8

2

стабильность

Определиться со сроками проекта «Восход»

6

3

9

3

комфорт

Научиться успешно выступать на публике

8

4

12

4

успех

Повысить прибыль

5

2

7

5

счастье

Повысить производительность труда

3

3

6

6

любовь

Научиться выстраивать цели по важности

2

5

7

7

спокойствие

Повысить собственную мотивацию

8

9

17

8

одобрение

Выучить немецкий язык

4

0

4

9

значимость

Определить миссию фирмы

7

6

13

10

удовольствие

Найти HR-менеджера

1

2

3

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться