"Коучинг: успех после успеха"

Аннотация

В книге  А.В.Перцева  и И.И.Карнауха  коучинг  трактуется как  высшая  психология, которая  помогает открыть каждому  человеку  новые  перспективы его жизни. Большинство психологических учений и практик  адресовано  неудачникам,  чтобы  помочь им  справиться  со своими жизненными проблемами. Коучинг, в отличие от этого, адресован  человеку успешному, который  вполне справляется  с обыденными проблемами сам. Он  вполне процветает, но  начинает  скучать.   Эта  скука  может  перейти в тоску, а затем - в кризис  середины жизни,  если  не обрести способность  выходить  из этой тоски повседневности, подниматься  на  следующий пик  в своей жизни, с которой открываются новые горизонты.

Коучинг  учит,  как достигать успеха  после успеха.  О том, как двигаться  дальше  по лестнице  успеха, но  при этом  не превращаться  в его пленника. О том, как управлять своим делом, не позволяя ему  управлять собой.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся  психологией.   

                «…Психология претендует быть опытной наукой, изучающей душевные  явления.

И  однако,  за исключением немногих

 положений, относящихся  скорее

 к физиологии, нежели к психологии,

сколько скрытой и грубой бессознательной

 метафизики преподносится  в наши дни

 под именем психологии!»

Князь С.Н. Трубецкой,

ректор Московского университета в 1905 году[1]

 

 


 

Введение

 Коучинг -  как он есть  и как его нет

 

Не так давно в одном хорошем юмористическом журнале  -  возможно,  в  «Красной  Бурде» -   авторам  довелось  прочитать такое  объявление об услугах: 

        Бэби-ситтинг.   Колясинг.  Попинг-шлепинг.

Вряд  ли можно лучше повеселиться  над  распространенной  ныне  модой -  сочетать   английский  с нижегородским.  

В  большинстве  случаев такой  необходимости  нет. Просто очень хочется  создать впечатление чего-то нездешнего, неведомого и манящего.  Вроде  вывески на магазине, описанной классиком  -  «Иностранец  Василий Федоров».

Но  иногда  бывает, что   без  заимствования иностранного слова  не обойтись - потому, что точного  соответствия  ему  в русском языке  найти невозможно. А все дело - в том, что в русской жизни  еще не было такого явления, которое  это  иностранное слово описывает.

Именно так  и обстоит дело со словом «коучинг».

* * *

«Коучинг»  происходит от слова «coach».

Если открыть  англо-русский  словарь, то  мы найдем  в нем  такие  варианты  перевода этого слова:

а. «тренер» 

б. «репетитор»

в. «инструктор».

Все  эти варианты  нам  не подходят.

Тренер  обычно занимается  со спортсменами. Сколько ни говорят сегодня о психологических тренингах, а всё равно при слове «тренер»  привычно вспоминается кто-то в умопомрачительном спортивном костюме,  в кроссовках и со свистком. Обычно при помощи  свистка и кратких энергичных выражений этот человек  добивается, чтобы   движения  тела  его подопечных  были отработаны до профессионального автоматизма.

Коучинг же направлен, во-первых, не на тело человека, а на его душу. Во-вторых, его задача - вовсе не формирование каких-то автоматических движений души. Всё  как раз наоборот: мастер коучинга прилагает все усилия, чтобы человек отучился мыслить и действовать автоматически.

Репетитор   повторяет со своим учеником то, что им уже было пройдено. (Само  слово «репетитор» происходит от  французского слова «повторять»). При этом  репетитор, как правило, занимается с отстающими.

Коучинг, наоборот, нацелен на то, чтобы  освободить человека от постоянного и навязчивого повторения  пройденного  им. Кроме того, мастер  коучинга  работает вовсе  не  с отстающими в жизни, а с теми, кто уже достиг в ней немалых успехов. Но эти успехи стали для них чересчур  привычными,  а потому жизнь утратила остроту, стала пресной.  Им хочется чего-то нового. Но - не просто нового,  не просто того же, только в большем количестве.  Хочется  качественно иного  - такого, чтобы  оно было только твоим и только твоим.  Чтобы никто не смог сделать того, что призван сделать ты.

Инструкторэто тот, кто дает инструкции. Сразу рисуется образ существа сурового, непреклонного,   непоколебимо уверенного в своей  правоте. Инструктор  диктует свои правила человеку и требует неотступно следовать им.

 Мастер коучинга, наоборот, не дает никаких  инструкций.  Ведь инструкции  исключают  всякие сомнения и поиски.  Мастер коучинга учит человека  творческому  сомнению.   Он учит  задавать себе вопрос: « А так ли уж несомненны  все  правила, которым  я  следовал в жизни до сих пор?  Так ли уж несомненны все мои прежние цели?»

Точно так же  не подходят  для  описания  коучинга  и  слова «наставник»  или  «учитель».

В слове  наставник  есть что-то патриархальное и умильное. Оно сразу вызывает образ  старичка,  который  назойливо пытается  передать молодёжи  свой  жизненный опыт -  абсолютно непригодный  в  современных  условиях.

 Мастер коучинга,  наоборот, вовсе  не считает опыт абсолютной ценностью. Он знает, что на крутых жизненных поворотах опыт может  и  мешать, ибо  повисает на человеке, словно многопудовая гиря. Излишнее доверие к себе прежнему  отучает мыслить и искать новое.  Поэтому  мастер коучинга  побуждает своего подопечного вовремя  расставаться   с  ненужным опытом.

Учителем   мастера  коучинга  тоже назвать нельзя -  хотя бы потому, что он ничему  не учит. У него нет собственного учения, пригодного на все случаи жизни и отвечающего на все вопросы. К тому же  мастер коучинга знает, что  человек,  чересчур привыкший    учиться, никогда  не будет принимать собственные решения и нести за них ответственность.  Джордж Бернард Шоу  был совершенно прав, когда сказал:

« Если умыть кошку, она, как многие говорят, никогда больше не станет умываться. Человек никогда не научится тому, чему его учат»[2].

Восточные  наставники -  разнообразные гуру и сэнсэи -  тоже не имеют ничего общего с коучингом, потому что  учат человека  не меняться  во времена перемен. Стоять, словно  скала, посреди  бурлящего  потока. Сохранять непоколебимую верность стародавнему традиционному  обществу, что бы вокруг ни происходило. Превращать себя в  живой храм, в котором  оберегаются  вечные ценности.

Мастер коучинга, наоборот, полагает, что птица должна двигаться  вместе с бурей, а не цепляться за ветку. Но он считает также, что  для того, кто не знает, куда плывет, не бывает попутного ветра.

* * *

Так  что  оставим  пока  слово  «коучинг» без перевода.

Раз уж коучинг должен побуждать читателя к самостоятельным выводам и решениям,  пусть он сам составит свое представление о том, что это такое, прочитав эту книгу.

Тем не менее, дадим ему уже сейчас некоторую  информацию к размышлению,  которая, на наш взгляд, совершенно необходима  для общей ориентации. 

 Пару десятилетий  тому  назад  западные  психологи обратили внимание  на   такую тенденцию:   вполне  успешные  менеджеры достаточно высокого ранга стали  подавать заявления об увольнении. При этом они  так и не могли внятно объяснить, почему у них возникло   желание  оставить свой пост.  Заработная плата и условия труда их вполне устраивали. Отношения  с  руководством  и  с подчиненными тоже  не давали никакого повода к увольнению. Они не получали каких-то более выгодных предложений «со стороны».

И все же  они  уходили, потому что чувствовали:  в их работе и в жизни не хватает  чего-то очень важного.  Настолько важного, что без него просто  не хочется   работать и   жить.

Руководители фирм обратились за  разъяснениями к психологам.   А психологи, столкнувшись  с таким феноменом,  который  можно назвать  недовольством жизнью успешного человека, оказались в  трудном  положении.

Ведь до сих пор, если вдуматься, психология  занималась  помощью неудачникам.   Она  изучала  проблемы  людей, которые не могут  нормально  учиться, нормально работать, нормально общаться, нормально  строить  семейную жизнь.   Все  ее  усилия  сводились к тому, чтобы  привести  людей, не дотягивавших до нормы,  к среднестатистической  жизни.   Психолог старался  добиться того, чтобы жизнь у  такого человека-неудачника  была такой же, как  у всех нормальных людей.  Он, таким образом, действовал вполне в русле христианской  традиции -  помогал слабым, немощным, сирым и убогим,  совершенно не обращая  внимания  на тех, кто  успешно справляется   с  жизнью  сам.

И вот теперь  вдруг обнаружилось,  что  психология  знает очень многое о проблемах неудачников, но почти  совсем  ничего не  знает о проблемах успешных людей. О  проблемах тех,  жизненные достижения  которых  не ниже, а выше нормы.

* * *

 С таким же  удивлением  врачи в ХХ веке  обнаружили, что    очень многое знают о болезнях, но почти совсем ничего не знают о здоровье.  Когда же они начали размышлять о здоровье, то сразу же пришли к парадоксальным  выводам.

Во-первых, им пришлось признать, что  абсолютно здоровых людей  не бывает.  Именно потому врачи осторожно пишут в своих бумагах - «практически здоров».  Причем  пишут они  такой диагноз  в  истории болезни. Согласимся, что это - достаточно странно.  История болезни фиксирует, что болезни  практически нет.  Представим себе на минуту, что это - не история болезни, а, например, история  страны.  И вот история  страны показала, что никакой страны  практически не существует…

Здоровые люди, которые  приходят  на какое-нибудь плановое обследование,  почему-то обижаются, когда медсестра, приглашая  их в кабинет, говорит:  «Проходите, больной!».  Некоторые из них даже приходят в негодование.

И потом: что это означает - «практически здоров»?   Практически здоров, а теоретически - болен?   Или, быть может, некоторые  болезни  общество считает нормальными  для своих членов?  Кто, спрашивается, должен определять эту норму?

Во-вторых, медикам  пришлось сделать еще один парадоксальный вывод. Людей, ресурсы здоровья которых позволяют не обращаться к врачам, в обществе очень мало - всего несколько процентов.  А если их - меньшинство, то  это значит: здоровый  человек -  исключение, а больной -  правило. Норма.

Представление  о болезни  как норме   поставило медиков в тупик.  Ведь доныне они считали нормой именно здоровье…

* * *

С той же, в сущности, проблемой  столкнулись и  психиатры - еще в начале ХХ века.  Классик западной психологии и психиатрии  К.Ясперс навсегда  запомнил  разговор  со своим  учителем, профессором  Вильмансом:

«В одной из бесед Вильманс следующим образом выразил парадоксальную природу  понятия «болезнь»: «Так называемая нормальность – не что иное, как легкая  форма  слабоумия». Логически это означает следующее: объявив нормой умственную одаренность, мы должны будем признать, что большинство людей  слегка  слабоумно. Но мера здоровья – это нечто статистически  среднее, то есть свойственное  большинству; соответственно, легкая степень слабоумия – это и есть здоровье. Тем не менее, ¸говоря о легкой степени  слабоумия, мы всякий раз подразумеваем нечто болезненное. Следовательно, нечто болезненное  есть норма. Таким образом, «здоровое» - синоним «больного».  Такой логический  ход мысли завершается очевидным  распадом обоих  понятий, независимо от того, основываем ли мы их на оценочных или среднестатистических суждениях»[3].

И  Вильманс, и Ясперс, и все прочие западные  психиатры  после таких размышлений  предпочли не использовать понятия  «здоровье» и «болезнь» при характеристике  психического состояния человека.  Они  заявили, что настоящий врач  может говорить только о конкретных заболеваниях.

* * *

Какое же отношение  все  сказанное  имеет  к  коучингу?

Самое  прямое.

Пришла  пора расстаться с наивным, но  устойчивым  и  «само собой разумеющимся»  представлением,  в  соответствии с которым  есть больной, у которого существуют психологические  проблемы, и есть здоровый человек, у которого психологических проблем  не существует.   Точно так же надо расстаться  с наивным представлением  о том, что  в жизни существуют неудачники, которые только и нуждаются  в  помощи, и существуют  успешные люди,  которые ни в какой в  помощи не нуждаются.

Каждый  из читателей  наверняка замечал, что  так называемые неудачники  вовсе  не всегда  влачат  жалкое существование.  В большинстве своем  они  прекрасно умеют  перекладывать свои жизненные проблемы на плечи так называемых успешных людей.

В сущности, понятие  «неудачник»  обозначает определенный стиль жизни, при котором человек умело использует свою беспомощность, чтобы получить  разнообразную и эффективную поддержку «успешных людей».  Больше того: он агрессивно требует этой помощи, объединяясь в единый фронт с   другими «неудачниками». 

В результате оказывается, что  у так называемых «успешных людей»  проблем  оказывается  в два раза больше: ведь им надо решать не только свои собственные проблемы, но и проблемы  неудачников. 

Как отмечает  народная  мудрость, кто много  везет, на того много  и грузят.

Миф о неудачниках,  у которых только и есть проблемы на этом  свете, создан самими неудачниками.  Точно так же, как и миф о том, что  у людей успешных  -  «социально здоровых» -  никаких  серьезных проблем не просто существует.

* * *

Психология  коучинга, таким образом,  вступает на территорию, остававшуюся  до сих  пор  «неведомой землей» -  причем  такой,  о  которой  большинство исследователей  ранее просто не подозревало, а некоторые  напрочь  отрицали  саму  возможность  существования  такой  земли.

Психология  коучинга  собирается исследовать проблемы успешных людей.

Вот только  некоторые основные вопросы, на которые  психология  коучинга  намерена  искать ответ:

Может ли успех тяготить человека?

При каких условиях вчерашний успех превращается в сегодняшнее бремя?

Какова максимальная цена, которую человек готов заплатить за то, чтобы достигнуть успеха и оставаться на его гребне?

Существуют ли объективные критерии успеха  или они - чисто субъективны, то есть, говоря проще, зависят только от твоего мнения и мнения других ?

Каково  отношение  успешного человека к себе самому?

В чем  заключается  суть психологических кризисов, переживаемых  «успешным человеком»?

Каковы  пути их преодоления?

Все  эти  вопросы, перечень которых, впрочем, далеко не полон, можно свести  к  одному, главному:

Как возможен успех после успеха?

 Его-то мы и будем считать основным вопросом  коучинга.

Коучинг -  это  высшая  психология, которая  помогает  успешному  человеку  открыть новые  перспективы его жизни.

 

* * *

 

«Коучинг» уже есть сегодня, но он есть всего лишь  как потребность и как попытка. В  разных  странах Европы  давно возникли  консультации для здоровых людей,  где  с большим или меньшим успехом  практикуется «talking cure», то есть  «лечение  непринужденным разговором».  Но - вовсе не по Зигмунду Фрейду.  В кабинетах психоаналитиков  происходит как раз разговор  принужденный, поскольку  сводится он, в конечном счете, к  выпытыванию того, как именно возникло ваше вожделение к одному  из родителей  и  ревность к другому.  В  дальнейшем  психоаналитическая беседа представляет собой детектив-хэппенинг, в котором  психоаналитик и пациент  выдумывают  очередные преступления либидо  с  последующим  их разоблачением.

Настоящий  коучинг далек от этих увлекательных игрищ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться